Городская конференция исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений «Твоё здоровье - дело твоих рук» Теоретически-исследовательская работа Как бороться с предэкзаменационным стрессом? Выполнила: Костина Оксана Вячеславовна, ученица 11 класса МОУ СОШ 2 Руководитель: Чижова Елена Валерьевна г. Ржев 2011 г.
«Перспектива трудного экзамена иной раз действует на школяра сильнее самого мощного слабительного. Тревога и страх – сами по себе болезни; наслаиваясь на другой недуг, они ужесточают его течение». Андре Моруа
Актуальность темы Миллионы людей в России каждый год сдают экзамены. Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение у школьников. Экзамен -это испытание, требующее от экзаменуемого подтверждения определенного уровня его знаний.
Цель исследования: Цель исследования: Влияние предэкзаменационного стресса на здоровье выпускников и обобщение методов борьбы с ним.
Задачи 1. Познакомиться с понятием «стресс». 2. Изучить литературу по выбранной теме. 3. Проанализировать способы борьбы со стрессом, рекомендуемые психологами. 4. На основании изученного материала составить рекомендации выпускникам. 5. Сделать вывод о влиянии предэкзаменационного стресса на здоровье выпускников.
Методы исследовательской работы: Сбор информации. Сопоставление различных литературных- источников, касающихся обозначенной темы. Разработка памятки для реализации полученных знаний.
Этапы работы: 1. Изучение материалов, статей, книг известных психологов. 2. Знакомство с понятием стресса вообще и во время экзаменов, в частности. 3. Обмен мнениями с одноклассниками, с психологом, с учителями по интересующей меня теме. 4. Систематизация имеющегося материала.
Что такое стресс? Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое. В законченном виде учение о стрессе было сформулировано Г.Селье. Традиционным стало понимание стресса как физиологической реакции организма на действие отрицательных факторов, представляющих для него угрозу.
Экзамен- это… Экзамен- это… Экзамен не столько проверка знаний, сколько испытание на психологическую устойчивость. Успешная сдача экзамена зависит от двух условий: 1) свободного владения материалом сдаваемого предмета; 2) умения владеть собой во время экзамена.
Вывод Эмоциональное перенапряжение снижает продуктивность работы выпускника, поэтому важно овладеть приемами снятия стресса.
Приемы снятия эмоционального напряжения во время экзамена : Если в письменной форме изложить все свои тревоги перед сдачей экзамена, то степень стресса значительно понизится. Релаксация- один из способов борьбы со стрессом Важным резервом в стабилизации эмоционального состояния у любого человека является совершенствование дыхания.
Что следует делать накануне экзамена? Рекомендации: 1. Подготовку к экзамену рекомендуется закончить в часов. 2. Судорожное наверстывание учебного материала не поможет: как известно, «перед смертью не «надышишься». 3. Оставшееся время полезнее посвятить подготовке к предстоящему испытанию организма утомленного интеллектуальной и эмоциональной перегрузкой. 4. Информация легче запоминается при высокой двигательной активности: делайте зарядку, бегайте, проговаривайте вслух ответы на вопросы, отбивая при этом ритм руками или ногами. 5. Перед экзаменом важно как следует выспаться!
Помните! Успех на экзамене – это не только вопрос ваших способностей или вашего интеллекта. Во многом результат экзамена зависит от ваших внутренних ощущений и поведения, от умения справиться с волнением и поверить в себя!
Литература 1. Бойко В.В. Психологическое содержание экзаменационной ситуации. М., Вольф Д. и др. Как преодолеть страх перед экзаменом. Новосибирск, Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность. СПб., Стресс жизни: Сборник./ Составители: Л. М. Попова, И. В. Соколов. (О. Грегор. Как противостоять стрессу; Г. Селье. Стресс без болезней.) - Спб, ТОО Лейла, Практическая психология в образовании / Под ред. И. В. Дубровиной. М., Психолого-педагогические аспекты экзамена в высшей школе. Краснодар, К.В. Судаков, Монография «Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу», Левис Ш., Левис Ш. Ребенок и стресс. СПб., Ю.В. Щербатых, Коррекция экзаменационного стресса. Методы коррекции экзаменационного стресса - автореферат на соискание докторской диссертации Воронеж, Ю.В. Щербатых, Психология стресса и методы коррекции, Издательство: Питер, серия: Учебное пособие, Интернет- ресурсы Инетернет ресурсы-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!