Мотивация учебной деятельности – основное условие успешного освоения ФГОС. Выполнила учитель начальных классов МОУ СОШ 2 г. Миллерово Черновол А. И.
Мотивация или стремление учащегося к учебе является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успешное преподавание. Важно понять три важных обстоятельства: 1) мотивация - не врожденное, а приобретенное качество; 2) то, чему учат, можно выучить, 3) преподавание - это наше профессиональное занятие. Поэтому мы должны хорошо знать методы и приемы, которые способствуют росту мотивации учащихся, а также уметь эти методы применять на практике.
Мотив - это то, что побуждает человека к действию.
Образовательная система, образовательное учреждение Организация учебного процесса Специфика учебного предмета Особенности педагога прежде всего, систем а его отношений к ученику, к делу Особенности педагога прежде всего, систем а его отношений к ученику, к делу Особенности обучающегося ( возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с др. учениками и т.д.) Особенности обучающегося ( возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с др. учениками и т.д.)
Определяются 3 типа отношения к учению: Положительное Отрицательное Безразличное
Признаки положительного отношения Признаки положительного отношения Умение преодолевать трудности на пути достижения цели Умение отстаивать свое мнение Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности Поиск нестандартных способов решения учебных задач Умение ставить перспективные цели Активность учеников в учебном процессе
Отрицательное отношение Неумение ставить цели, преодолевать трудности Слабая заинтересованность в успехах Слабая заинтересованность в успехах Бедность и узость мотивов Слабая нацеленность на оценку Отрицательное отношение к школе, учителям
Безразличное отношение Имеет те же характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов
учитель не владеет современными методами обучения и их оптимальным сочетанием особенности личности учителя, ( не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся) неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся
несформированность учебной деятельности, и прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний в единичных случаях -задержки развития, аномальное развитие реже – несложившиеся отношения с классом низкий уровень знаний
Пять уровней учебной мотивации: Первый уровень – очень высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования.
Второй уровень – высокий уровень школьной мотивации. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
Третий уровень – подобный уровень мотивации является средней нормой. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. У них положительное отношение к школе, школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, общаются с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради.
Четвертый уровень – сниженная школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
Пятый уровень – низкая школьная мотивация, негативное отношение к школе. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.
Изучение учебной мотивации так хотят мои родители - 6% мне нравится учиться - 34 % Я учусь в школе, потому что… я люблю хорошие отметки - 24% Хочу получить профессию- 12 % У меня хорошие друзья- 18 % чувствую себя взрослым-6%
Изучение учебной мотивации Самое интересное на уроке… игры и физминутки -6% хорошие оценки и похвала учителя -23% общение с друзьями-6% ответы у доски -12% познание нового -47% подготовка к жизни -6%
Изучение учебной мотивации Я стараюсь учиться лучше, чтобы… получить хорошую отметку-34 % больше знать и уметь -30% мне покупали хорошие вещи - 12% у меня было больше друзей -6% меня любила и хвалила учительница -6% приносить пользу, когда вырасту - 12%
Изучение учебной мотивации Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что.. в дневнике стоит хорошая отметка- 24% учительница будет рада- 6% я хорошо все выучила-28 % дома меня похвалят- 24% смогу больше поиграть на улице- 6 % я узнаю больше нового- 12 %
Диаграмма уровня учебной мотивации младших школьников средний сниженный высокий низкий очень высокий
Диаграмма уровня учебной мотивации учащихся средних классов средний сниженный высокий низкий очень высокий
Диаграмма уровня учебной мотивации учащихся старших классов средний сниженный высокий низкий очень высокий
Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы школьного учителя
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Развитие мотивов учения идет двумя путями: 1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения; 2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем- то заинтересовать его.
Условия, вызывающие интерес школьника к учебной деятельности: 1. Способ раскрытия учебного материала. 2. Организация работы над предметом малыми группами. 3. Отношение между мотивом и целью. 4. Проблемность обучения
Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий Совместный с учащимися выбор средств по достижению цели Формирование адекватной самооценки у учащихся Создание ситуации успеха Учет возрастных особенностей школьников Выбор действия в соответствии с возможностями ученика Вера учителя в возможности ученика (сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним)
Нестандартная форма проведения урока Использование игровых технологий Эмоциональная речь учителя Использование коллективных и групповых форм работы Применение поощрения и наказания Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества