Целеполагание один из этапов урока
Цели школьной географии Цели обучения - это система ценностей, общий ориентир для конструирования содержания предмета. Цели обучения - это система ценностей, общий ориентир для конструирования содержания предмета. Стратегическая цель - формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире. Стратегическая цель - формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире.
Цели имеют три уровня Отражающие вклад предмета в формирование научной картины мира Отражающие приобретение школьниками знаний и умений Отражающие возможности географии в воспитании и развитии учащихся
потребность мотив цель учебно-познавательная задача учебные действия контроль и самоконтроль рефлексия.
Личностные Действия самоопределения Действия смыслообразования Самооценивание Познавательные Действия информационные Действия логические Действия постановки и решения проблем Коммуникативные Межличностное общение Совместная деятельность Действия обеспечивающие личностную и познавательную рефлексию Регулятивные Действия целеполагания Действия планирования Прогнозирование Контроль Коррекция оценка Система универсальных учебных действий
Выбор той или иной цели несет в себе определенную информацию о личности обучающегося: - цели 1, 4, 12 – формальная ориентация ученика в обучении -цели 3,5,8 – креативные наклонности - цели 2,7,13 – когнитивные мотивы -цели 6,10 – методологические приоритеты деятельности -цели 9,14 – самоорганизация
Типичные способы постановки целей 1. Определение целей через изучаемое содержание: «изучить явление…», «изучить теорему…» 2. Определение целей через деятельность учителя: «ознакомить с…», «объяснить…» «рассказать о …» 3. Постановка целей через деятельность обучающихся: «решение задачи...», «выполнение упражнений…» 4. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального личностного развития обучающихся: «формировать умения…», «развивать познавательную самостоятельность..», «формировать отношения…» 5. Постановка целей через результаты обучения, выраженные в действиях обучающихся: «знает конкретные факты, правила, понятия», «понимает… и интерпретирует…», «умеет выполнять…», «применяет правило для…»
УЦ=Д+У+С, учебная цель Д-Деятельность, выполнению которой надо научиться У- Условия, при которых будет осуществляться деятельность С- Стандарты, которые должны быть соблюдены 8
Виды УУДПримерные формулировки задач урока личностные Оценить ситуацию, поступок, собственную деятельность; проанализировать опыт; определить собственную позицию; осуществить проф выбор; определить собственную позицию; приобрести опыт отношения; соотнести нравственно-этические понятия, расширить круг интересов. познавательные Выявить особенности процессов, явлений; установить причинно- следственные связи; сравнить объекты, выделить черты сходства и различия, проанализировать, сформулировать суждения, выделить существенные признаки; преобразовать информацию в схему, таблицу, провести наблюдение; составить план по тексту; сформулировать гипотезу; классифицировать объекты по признаку. регулятивные Определить цель деятельности; выстроить цепочку необходимых действий; провести отбор источников информации; спрогнозировать результат деятельности; скорректировать деятельность с учетом допущенных ошибок; осуществить итоговый контроль деятельности; оценить результаты собственной деятельности; проанализировать собственную деятельность; оценить уровень владения учебным действием коммуникативные Сформулировать собственное суждение; составить устные монологические высказывания по проблеме; сформулировать существенные признаки понятий; оценить ответы одноклассников; сформулировать аргументы; сжато и ёмко охарактеризовать объекты и явления в соответствии с поставленной целью Отражение формирования УУД в целеполагании учебного процесса.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ УРОВНИСОДЕРЖАНИЕ ДЕЙСТВИЙ КРИТЕРИЙ СФОРМИРОВАННОСТИ/ОЦЕНКИ КОМПОНЕНТОВ ДЕЙСТВИЙ Целеполагание 1. Отсутствие цели. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно Предъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично. Может принимать лишь простейшие цели (не предполагающие промежуточных целей- требований) 2. Принятие практической задачи Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется 3. Переопределение познавательной задачи в практическую Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется 4. Принятие познавательной цели Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи 5. Переопределение практической задачи в теоретическую Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней 6. Самостоятельная постановка учебных целей Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы