Инновационная деятельность в образовательном учреждении
Будущее России, наши успехи зависят от образования. Путь развития к 2020 году определён – это инновации. В.В.Путин
В концепции модернизации российского образования определена главная задача образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одной из целей модернизации является достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования.
Термин «инновация» появился в ХIХ в., обозначает: - обновление, изменение; -введение чего-либо нового; -процесс освоения новшества (идеи, средства, метода). Показатели инноваций: а) нацеленность на решение актуальных проблем. б) возможность использования в широкой педагогической практике. в) адаптируемость. г) наличие научной идеи. д) завершённость.
Инновационный процесс – это создание, освоение и применение новшеств, обеспечивающих успешность перевода системы в новое качественное состояние.
Под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные программы), методы оценивания образовательного результата. Под инновациями в воспитании нужно понимать системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей.
В развивающемся образовательном учреждении изменения происходят не хаотично, они прогнозируются руководителем на основе диагностики и направлены на достижение конкретных целей. Важно, чтобы те цели, которые ставит руководитель ОУ, с введением инновации позволяли получить более высокие результаты при тех же или меньших затратах физических, моральных сил, материальных, финансовых средств или времени. Нововведение может считаться успешным, если оно позволило решить те или иные конкретные задачи образовательного учреждения.
Основные ориентиры инновационной деятельности: - ориентация на интересы личности ребёнка. - переосмысление роли и дальнейшее развитие дополнительного образования. - обновление содержания образования. - существенное повышение роли педагогической науки. - многоуровневое изучение образовательных запросов социума. - разработка методов диагностики, коррекции и реабилитации различных групп детей, их социальной адаптации. - подготовка профессиональных кадров. - создание условий для экспериментальной деятельности, формирование способности к исследовательской деятельности. - анализ и прогнозирование перспектив. - оказание постоянной методической поддержки. - поддержка и стимулирование инновационной активности педагога. - активное и интенсивное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Условия для успешной инновационной деятельности в ОУ: Информированность и заинтересованность участников образовательного процесса; Моделирование воспитательно-образовательного процесса как системы, помогающей саморазвитию личности; Наличие у педагогов личного плана развития, который мобилизует его потенциальные способности; Сплоченный общностью цели коллектив - дети, педагоги, родители; Организация оптимальной системы внутришкольного контроля и самоуправления; Системность в методической работе с педагогами по повышению их профессиональных навыков и умений в педагогической деятельности; Материально-техническая база, достаточная для формирования оптимальной предметно-развивающей среды; Постоянный анализ успехов и достижений в работе педагогов, создание ситуации успеха педагога, что ведёт к развитию деловых качеств, появлению положительного мотива к совершенствованию себя, своего дела; Создание творческой атмосферы, установление добрых, открытых отношений, при которых снимаются напряжённость и страх быть не понятыми; приветствуется обсуждение, а не отрицание альтернативных взглядов на ту или иную проблему; конструктивная проработка конфликтов; Набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с интересами детей и запросами их родителей.
Само понятие «управление по результатам» можно определить как систему управления и развития, с помощью которой достигаются результаты, определенные и согласованные со всеми членами коллектива. Важным моментом управления по результатам является выделение ключевых результатов. Мы их выделяем, исходя из осознания общечеловеческих и национальных ценностей и содержания работы со школьниками в соответствии с Госстандартами: Здоровье и здоровый образ жизни. Воспитанность на основе общечеловеческих и национальных ценностей. Личностное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями (интеллектуальное, художественно-эстетическое, социально-нравственное). Адаптивность образовательной среды для удовлетворения образовательных потребностей личности и семьи. Таким образом, управление по результатам есть целенаправленное, ресурсообеспеченность взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению прогнозированного результата.
Технология управления по результатам предполагает разработку единых показателей деятельности ОУ, по которым можно оценить продвижение учреждения в его развитии. Такими показателями могут быть: инновационная деятельность по обновлению содержания воспитания и обучения; организация воспитательно-образовательного процесса с учетом разнообразной детской деятельности; эффективность деятельности руководителя и педагогического коллектива в сравнении соответствия конечных результатов запланированным.
Модель управления педагогическим процессом ОУ в условиях инновационной работы Анализ исходного состояния педагогического процесса Целеполагание Система форм и методов реализации цели Оперативный контроль Система условий протекания педагогического процесса Итоговый анализ Коррекция Регулирование
Целесообразно выделить две группы организованных форм методической работы - коллективные и индивидуальные. К первым относятся семинары и практикумы, научно – практические конференции, методические объединения, творческие микрогруппы педагогов, методические кабинеты ОУ. Ко вторым - стажировка, индивидуальные консультации, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование. К инновационным формам методической работы относятся так называемые ролевые игры, мозговые атаки, инициативные творческие микро группы педагогов, а также по – новому проводимые обучающие семинары на основе открытых занятий, родительские собрания, педсоветы и другие методические мероприятия.
Инновационная деятельность руководителя состоит в том, чтобы познавать и выявлять закономерности,прогрессивные тенденции в инновационном образовательном процессе, направлять (планировать, организовывать) данный процесс в соответствии с этими тенденциями, учетом объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать инновации, востребованные современной образовательной практикой. Инновационная деятельность педагога состоит в том, чтобы начать освоение нововведений развивающего характера, внедрять новые методы, методики, средства, технологии, программы в учебно-воспитательный процесс. Применять и изучать на практике, использовать свой личный опыт и знания.
Основные направления инновационной деятельности: 1.Концептуально-ориентированная и опытно- экспериментальная образовательная деятельность (идеология, проекты, модели образования, педагогический эксперимент); 2.Организационно-технологическая деятельность (семинары, конференции, уроки, организационно-деятельностные игры, индивидуальное консультирование и др.); 3.Социально-педагогическая деятельность (работа с детьми, родителями, общественностью, средствами массовой информации, популярно-издательская деятельность).
Проблемы введения инноваций: - недостаток ресурсного обеспечения (дидактического, материального, технического, информационного); - негативное отношение педагогов к инновациям, связанное с устойчивостью стереотипов образовательной деятельности в ОУ; - неумение работать коллективно в условиях инноваций; - недостаток знаний в организации и внедрении инновационных процессов; - отсутствие системы стимулирования инновационного педагогического мастерства. - отсутствие конкретных методик отслеживания результативности инновационного процесса.