14 марта 2012 г. Деятельностный подход на уроках математики
Компоненты овладения знаниями а) восприятие информации; б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание,трансформация знаний, преобразование информации); в) запоминание (создание образа); г) самооценка.
Приёмы создания проблемной ситуации – новый учебный материал представить в противоречии с предыдущей темой и предложить найти способ его разрешения. - излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекать к высказываниям личного мнения учащихся и предложить в практической деятельности выбрать правильное решение.
- предложить классу рассмотреть определённые явления с позиций имеющихся знаний, побуждая к сравнению, обобщению, сопоставлению фактов, умению делать выводы в создавшейся ситуации. - ставить конкретные вопросы, требующие обобщения, логики рассуждения, обоснования. - давать проблемные теоретические и практические задания исследовательского характера (для учащихся с продуктивным мышлением) - давать задания с заведомо допущенными ошибками по исходным данным.
Учебный лист Знать: 1) определение арифметической прогрессии; 2) определение разности арифметической прогрессии; 3) формулу n-го члена арифметической прогрессии; Научиться: 1) находить n-ый член арифметической прогрессии; 2) находить первый член и разность арифметической прогрессии; 3) находить сумму n-первых членов арифметической прогрессии. 4 )уметь работать с информацией, выделять главное; 5) видеть и решать проблему; 6) развивать самостоятельность мышления.
Структура урока 1.Организационный момент. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу». у учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность; включение детей в деятельность; выделение содержательной области.
Структура урока 2. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Структура урока 3. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
Структура урока 4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения). Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения. Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог, организация самостоятельной исследовательской деятельности, выведение алгоритма.
Структура урока 5. Первичное закрепление. Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. Способы: фронтальная работа, работа в парах.
Структура урока 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий); Выполняется письменно; Методы: самоконтроль, самооценка.
Структура урока 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Структура урока 8. VIII.Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
Активные методы обучения. Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса.
Технология модерации - это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.
Принципы модерации: - структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части); - систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следуют одна за другой, создавая полноценное содержание урока); - прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).
Спасибо за внимание!