1. Краткое выступление директора о задачах и особенности организации данного педсовета. 2. Выступление заместителя директора по ВР «Концептуальные основы программы «Семья и школа – партнёры». 3. Из опыта работы с родителями: Ковалёва Н.В. (4 а), Григорьева М.Л. (9 а) 4. Практикум «Стиль общения: учитель – родитель» 5. «Новые формы работы с родителями» - Опалько Т.Н. (11 а).
Цель программы: Совершенствование содержания и механизмов взаимодействия школы и семьи на основе партнерства в условиях развития воспитательного пространства школы.
Разработать организационно-управленческое обеспечение развития системы партнерских отношений между школой и семьями обучающихся. Мотивировать родительскую активность в решении актуальных проблем и задач воспитания детей, в том числе в учебно-воспитательном процессе, посредством формирования их субъектной активности в условиях деятельности органов самоуправления; Содействовать развитию служб сопровождения воспитания в образовательном процессе (психолого-педагогическая, социальная, логопедическая службы, классное руководство, консультационный пункт и др.); Способствовать обеспечению подготовки специалистов по вопросам организации социального партнерства между школой и семьями детей. Активизировать работу школы с учреждениями культуры, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительных органов, общественных организаций, фондов, СМИ и др. социальных институтов по развитию и укреплению ресурсов семьи. Провести мониторинг реализации программы.
Социальное партнёрство Партнерское мышление Взаимное дополнение Долевое участие Разнообразие форм объединения субъектов Поэтапное использование технологий партнёрства
это действенный инструмент вовлечения в обсуждение и решение проблем развития образования родителей как наиболее заинтересованных субъектов, ориентированных на достижение конструктивного соглашения и выработку единой образовательной политики.
организовать совместную деятельность по созданию условий для личностного становления ребенка, где семья и образовательное учреждение оказывают равноправное влияние в воспитании детей, организуя совместную деятельность, разнообразную и продуктивную в отношении всех участников образовательного процесса.
Школа - раскрывает цель воспитания Школа – сообщает о функции школы Школа – наделяет семью обязанностями Школа – открывает психологию любви Семья – осмысливает цель воспитания, выражает мнение Семья – выражает мнение о продуктивности функций Семья – соглашается создавать необходимые условия Семья – учится искусству любить детей
Школа - оповещает о педагогических требованиях Школа – информирует о ходе развития детей Школа – знакомит с воспитательными замыслами Школа – предъявляет работу школы Семья – поддерживает требования школы Семья – сообщает о проблемах семейного воспитания Семья – соглашается содействовать замыслам Семья – вносит коррективы в семейное воспитание
Школа оказывает знаки внимания родителям Школа формирует у детей любовь к семье Школа знакомит с событиями школы Семья благодарит и выражает ответное внимание Семья утверждает безусловное уважение к школе Семья проявляет интерес к жизни всех детей
Школа информирует о нуждах школы Школа приглашает обсудить проблемы Школа просит об обеспечении ребёнка Семья оказывает материальную помощь Семья участвует в обсуждении проблемы Семья обеспечивает ребёнка необходимыми средствами
Школа информирует семью о планах работы Школа приглашает принять участие Школа организует общее дело Семья оценивает влияние школы на детей Семья откликается на приглашение, участвует Семья участвует в общих делах
функция любви репродуктивная хозяйственная воспитательная функция обучения функция досуга и отдыха функция творческого развития Семья Школа функция социализации функция социализации образовательно- обучающая образовательно- обучающая профессионально- ориентационная профессионально- ориентационная функция творческого развития функция творческого развития функция приобщения к культурному досугу функция приобщения к культурному досугу функция духовного развития детей функция духовного развития детей
1.1. Активизация роли семьи в воспитательном пространстве МБОУ СОШ Разработка нормативно-правового обеспечения партнерского взаимодействия Развитие форм родительской активности в органах родительского самоуправления (экспертные советы, различные службы и др. ) Стимулирование деятельности родительских комитетов Организация и проведение школьных мероприятий, направленных на развитие и укрепление ресурсов семьи как социального института воспитания детей (конференции, собрания и др.) Проведение мероприятий, отражающих диалоговую позицию в воспитании в образовательном учреждении и семье (конкурсы, круглые столы, диспуты и др.)
Предмет изменений Особенности работы с родителями до введения ФГОС Особенности работы с родителями после введения ФГОС Технология проведения родительского собрания Родительские собрания проводятся в традиционной форме (тематическая часть и анализ успеваемости) Родительские собрания проводятся с использованием передовых педагогических технологий, например, проектной, исследовательской и игровой Адаптационный период Родители не участвуют в организации адаптационного периода Родители выступают в роли тьюторов: присутствуют на уроках с целью оказания помощи детям; активно участвуют в организации подвижных игр на переменах; помогают детям в осуществлении самообслуживания и т. п. Организация внеурочной деятельности совместно с родителями обучающихся Отсутствует Родители осуществляют выбор курса вместе с детьми. Школа согласует расписание внеурочной деятельности (дни и время) с родителями Участие родителей в проведении уроков Родители присутствуют на уроках по просьбе учителя (обычно родители детей, требующих повышенного педагогического внимания) Родители присутствуют на уроках по собственному желанию. Организовано совместное проведение уроков педагогами и родителями обучающихся Совместная проектная деятельность Отсутствует Осуществляется партнерство "учитель - родитель - ребенок" Участие в праздниках Родители выступают в роли зрителей Родители принимают участие в организации праздников, в ходе праздника Информационное взаимодействие "родитель - учитель - ребенок" Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече. Взаимодействие в информационном пространстве Интернета (сайт школы, электронная почта). Работа ресурсного центра для родителей и детей: предоставление литературы, видеоматериалов, мультимедийных презентаций, картотеки ссылок на информационные ресурсы
Предмет изменений Особенности работы с родителями до введения ФГОС Особенности работы с родителями после введения ФГОС Технология проведения родительского собрания Родительские собрания проводятся в традиционной форме (тематическая часть и анализ успеваемости) Родительские собрания проводятся с использованием передовых педагогических технологий, например, проектной, исследовательской и игровой Адаптационный период Родители не участвуют в организации адаптационного периода Родители выступают в роли тьюторов: присутствуют на уроках с целью оказания помощи детям; активно участвуют в организации подвижных игр на переменах; помогают детям в осуществлении самообслуживания и т. п. Организация внеурочной деятельности совместно с родителями обучающихся Отсутствует Родители осуществляют выбор курса вместе с детьми. Школа согласует расписание внеурочной деятельности (дни и время) с родителями Участие родителей в проведении уроков Родители присутствуют на уроках по просьбе учителя (обычно родители детей, требующих повышенного педагогического внимания) Родители присутствуют на уроках по собственному желанию. Организовано совместное проведение уроков педагогами и родителями обучающихся Совместная проектная деятельность Отсутствует Осуществляется партнерство "учитель - родитель - ребенок" Участие в праздниках Родители выступают в роли зрителей Родители принимают участие в организации праздников, в ходе праздника Информационное взаимодействие "родитель - учитель - ребенок" Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече. Взаимодействие в информационном пространстве Интернета (сайт школы, электронная почта). Работа ресурсного центра для родителей и детей: предоставление литературы, видеоматериалов, мультимедийных презентаций, картотеки ссылок на информационные ресурсы
Активизация педагогического и культурного потенциала родителей Позитивный характер взаимодействия семьи и школы Сотрудничество и расширение поля позитивного обучения (родители-дети- педагоги-администрация) Реализация планов совместных дел
Изучение семьи учащихся, ее воспитательных возможностей, атмосферы и характеры семейного воспитания; Педагогическое просвещение родителей; Вовлечение родителей в подготовку и проведение коллективных дел в классе; Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса; Индивидуальная работа с родителями; Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
Презентация школы Открытый день школы Родительское собрание Родительский лекторий Информационный листок для родителей Круглый стол Родительский совет Родительские рейды Открытые уроки для родителей Задания детям для совместного выполнения с родителями Семейное интервью по ценностным вопросам Сравнительные характеристики детей в процессе их развития Инсценированные воспоминания родителей о своём детстве Психологические тренинги Социально-психологические игры
Микрогрупповая работа с родителями Собрание-прецедент Собрание-тренинг Родительский университет Собрание «с ног на голову» Вечера вопросов и ответов Диспут, дискуссия Родительский комитет Родительский клуб
Р/с в письменной форме (классный руководитель отправляет родителям документы, разработки, родители оценивают их, и вносят свои предложения; Р/с вместе с учащимися (ток-шоу) р/с в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание; р/с в форме кафе; р/с в походе у костра; р/с в форме игры; р/с в форме пресс-конференции с приглашением специалистов, интересующих родителей (либо из числа родителей); р/с отцов (мам); р/с в форме заранее создаваемых исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов; р/с в форме пресс-конференции учителей-предметников и последующим проведением индивидуальных консультаций; р/с – спектакль (концерт), в котором выступают дети; р/с параллели для обсуждения важных проектов и программ, предлагаемых администрацией школы
«Шапка вопросов» (Типы вопросов: «формальные»; построенные на конструкции «Я думаю то-то и так-то, а вы?»; «Я не знаю») Викторина Рассказ по картинке Волшебная палочка
Творческие отчёты по предметам Дни открытых уроков Познавательные конкурсы между родителями и детьми Общественный смотр знаний Праздник знаний и творчества Турниры знатоков Учебные занятия с участием родителей Участие родителей в организации и работе факультативов, кружков Совместные классные собрания Тематические собрания-дискуссии Просмотр, обсуждение фильмов Подготовка концертов Проведение дня радости Проведение акций по оказанию помощи престарелым, ветеранам организация встреч с интересными людьми Организация и проведение экскурсий в музеи Организация «Школы гражданина» с участием родителей Проведение совместных дней здоровья, спортивных мероприятий Организация походов
1. Дайте качественную оценку поведения учителя и родителя в данной ситуации. 2. Проанализируйте ошибки, допущенные ими. 3. Предложите правильное решение данной ситуации с вашей точки зрения. 4. В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения?
Основная и единственная цель альянса – организовать воспитательное пространство для гармонизации развития детей Не форсировать развитие и углубление взаимоотношений «семья-школа» Не перекладывать свои обязанности друг на друга (не выходить за пределы своих воспитательных функций) Взаимно признавать автономию школы и семьи, считая единственно возможным способом обращения друг к другу за помощью – просьбу Неизменно сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации при любых обстоятельствах Не претендовать на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства, ставя педагогический акцент на отношение к этим обстоятельствам Не укорять семью в присутствии ребёнка, не порицать детей в присутствии родителей – всегда помнить: они любят друг друга, а значит, не разрушать эту любовь Апеллировать к разуму ребёнка как субъекту деятельности и поведения, не создавать на него двойного давления семьи и школы
Активность самой школы, использование разнообразных методов сотрудничества с семьёй, хорошо продуманная и спланированная политика; Понимание родителями связи своей работы с успехами детей (активность родителей тем выше, чем более непосредственна связь их участия в работе школы с успеваемостью ребёнка); Установление личных отношений между родителями и учителями (учителями и учениками), как основа для создания равноправных отношений в школьном сообществе; Создание в школе обстановки, более направленной на семью, с целью большего соответствия культурным, экономическим и социальным особенностям семьи, которые в значительной степени влияют на уровень достижений детей в школе; Информация об успехах детей; Заинтересованность учителей в успехах детей; Позитивный климат в школе и усилия всей школы (а не отдельных учителей) развивать работу с родителями;
1. Программу «Семья и школа - партнёры» - утвердить. 2. Осуществлять повышение психолого-педагогических знаний родителей, через использование различных форм сотрудничества с родителями. (Отв. Зам. директора по ВР, психолог, кл. руководители.) 3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и организация совместной деятельности администрации, педагогов и родителей. (Отв. администрация, Кл. руководители.) 4. Классным руководителям активизировать работу с родителями, используя новые пути привлечения родителей к сотрудничеству. (Отв. кл. руководители.) 5. Провести анкетирование родителей «Школа глазами родителей» с целью выявления проблем, которые волнуют родителей учащихся. (Отв. психолог, классные руководители) 6. Активизировать работу Совета школы.