Художественные особенности рассказа И.С.Тургенева «Бирюк» Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и блеск красок, и шум садов, и тяжелое громыхание грозы, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы. Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и блеск красок, и шум садов, и тяжелое громыхание грозы, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы. К. Паустовский К. Паустовский
Цель урока: проанализировать язык рассказа; определить роль художественных описаний в произведении; выяснить, как выражается авторская позиция проанализировать язык рассказа; определить роль художественных описаний в произведении; выяснить, как выражается авторская позиция
Портрет Портрет Интерьер Интерьер Пейзаж Пейзаж Речь героев Речь героев
Группа первая. Пейзаж. Найти и перечитать пейзажные зарисовки в рассказе. Какую из них можно считать ключевой для понимания образа главного героя? Выделить слова, которые передают состояние природы, краски, запахи, звуки. Определить преобладающие в этом фрагменте части речи и объяснить выбор автора. Какова роль образа-символа грозы? Сделайте вывод, какие чувства передает Тургенев в описании природы? Какова роль пейзажа в рассказе?
Группа вторая. Интерьер Найти описание избы Бирюка. Какие слова в описании являются ключевыми? С каким чувством охотник-рассказчик описывает избу? Как это описание помогает понять характер Бирюка? Сделайте вывод, для чего нужно в этом рассказе описание избы? Как это описание помогает понять характер героя?
В избе Бирюка
Группа третья. Портрет. Найти портрет Бирюка и рассказать, что мы узнали о герое благодаря этому портрету. Какие слова и детали передают характер героя? На какие детали обращает внимание автор? Найти в рассказе портрет мужика-вора. Сравнить два портрета. Почему явно более слабый физически мужик в дальнейшем дает отпор Бирюку? Сделайте вывод, как портрет помогает понять характер героев?
Кадр из кинофильма «Бирюк»
Группа четвертая Речь героев Сравните речь Бирюка и мужика- вора. Что можно сказать об особенностях речи героев? Перечитайте эпизод разговора лесника и пойманного мужика. Как меняются по ходу разговора чувства героев? Обратите внимания на многоточия, которые использует И.Тургенев в репликах крестьянина-вора. Какие чувства скрываются за многоточием? Почему нет многоточий в репликах Бирюка? Сделайте вывод, как речь помогает нам понять характер, душевное состояние героев?
Какова роль художественных описаний в рассказе? Какова роль художественных описаний в рассказе? Как художественные описания раскрывают позицию автора? Как художественные описания раскрывают позицию автора?
Вывод: пейзаж, интерьер, портрет, речевая характеристика - средства создания образа в произведении и выражения точки зрения автора пейзаж, интерьер, портрет, речевая характеристика - средства создания образа в произведении и выражения точки зрения автора,,
Домашнее задание Как вы оцениваете поступок Бирюка? Почему он отпускает крестьянина, грубо выталкивая? Как вы оцениваете поступок Бирюка? Почему он отпускает крестьянина, грубо выталкивая? Что в рассказе можно назвать «опасным», с точки зрения цензора? Что в рассказе можно назвать «опасным», с точки зрения цензора?
Закончите фразу: У меня получилось … У меня получилось … Меня удивило… Меня удивило… Мне захотелось… Мне захотелось…