Мотивация учебной деятельности школьников через разнообразные формы воспитательной работы Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.
Как мотивировать познавательную деятельность ученика? «Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё» Л.С.Выготский «Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё» Л.С.Выготский «Деятельности без мотива не бывает» А.Н.Леонтьев «Деятельности без мотива не бывает» А.Н.Леонтьев
Мотив Мотив Мотив – источник деятельности любого человека. Мотив – источник деятельности любого человека. «Энергетическая батарейка» личности, от его силы зависит интенсивность деятельности человека. «Энергетическая батарейка» личности, от его силы зависит интенсивность деятельности человека. Нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным. Нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.
Мотив Мотив интерес, интерес, потребность, потребность, стремление, стремление, убеждение, убеждение, идеал, идеал, эмоции, эмоции, влечения, влечения, инстинкты, инстинкты, установки, это то что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается. установки, это то что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается.
«Когда информация подаётся вне интереса, в коре головного мозга формируется центр её активного отторжения» И.Павлов Без внутреннего настроя ребёнка, без его мотивации на деятельность, основным педагогическим воздействием выбирается насилие. Педагог опирающийся только на понятия «должен» и «необходимо» сталкивается с негативной, отрицательной мотивацией. У ребёнка формируется: *тенденция к уклонению от социально – значимой работы, не желание работать в коллективе Без внутреннего настроя ребёнка, без его мотивации на деятельность, основным педагогическим воздействием выбирается насилие. Педагог опирающийся только на понятия «должен» и «необходимо» сталкивается с негативной, отрицательной мотивацией. У ребёнка формируется: *тенденция к уклонению от социально – значимой работы, не желание работать в коллективе *тенденция к уклонению от учёбы *деятельность и результаты учения незначительны *сильная отвлекаемость на уроке *быстрое утомление *чувство удручённости и неудовлетворённости *неподвижность, ригидность мышления. *тенденция к уклонению от учёбы *деятельность и результаты учения незначительны *сильная отвлекаемость на уроке *быстрое утомление *чувство удручённости и неудовлетворённости *неподвижность, ригидность мышления.
Внутренний мотив Учитель порой забывает о том, что многое из того, что ему самому представляется важным и полезным, лишено смысла для ученика. Учитель порой забывает о том, что многое из того, что ему самому представляется важным и полезным, лишено смысла для ученика. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать
Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся можно выделить 4 блока основных методов мотивации в зависимости от влияния на различные сферы личности ученика можно выделить 4 блока основных методов мотивации в зависимости от влияния на различные сферы личности ученика
I.Эмоциональные методы мотивации поощрение, поощрение, порицание, порицание, учебно-познавательная игра, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации успеха, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, стимулирующее оценивание, удовлетворение желания быть значимой личностью. удовлетворение желания быть значимой личностью.
II.Познавательные методы мотивации опора на жизненный опыт, опора на жизненный опыт, познавательный интерес, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, выполнение творческих заданий, «мозговая атака», «мозговая атака», развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод) развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод)
III.Волевые методы мотивации предъявление учебных требований, предъявление учебных требований, информирование об образовательных результатах обучения, информирование об образовательных результатах обучения, познавательные затруднения, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекции, самооценка деятельности и коррекции, рефлексия поведения, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности прогнозирование будущей деятельности
IV.Социальные методы мотивации развитие желания быть полезным обществу, развитие желания быть полезным обществу, побуждение подражать сильной личности, побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, взаимопроверка, рецензирование. рецензирование.
Анкета для определения школьной мотивации Результаты анкетирования 5 б класса Результаты анкетирования 5 б класса Участвовало 22 человека У 8 человек – сформирована школьная мотивация У 7 человек – положительное отношение к школе, но школа привлекает внеурочными сторонами У 5 человек – школьная мотивация не сформирована У 2 человек – негативное отношение к школе
Формирование школьной мотивации у обучающихся 5 б класса Игры, Коллективная творческая деятельность Классные часы Внеклассные мероприятия акции
Акция «Неделя пятерок»
Подведём итог Развитие мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности. Развитие мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности. Это возможно при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при планомерном творческом росте. Это возможно при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при планомерном творческом росте. По мнению Дистервега, «учитель деревенеет, каменеет, «опускается» без стремления к научной работе, потому что попадает под власть трёх педагогических демонов: банальности, механичности, рутинности» По мнению Дистервега, «учитель деревенеет, каменеет, «опускается» без стремления к научной работе, потому что попадает под власть трёх педагогических демонов: банальности, механичности, рутинности»