Самоменеджмент как результат развития пед. компетенции Самоменеджмент определяется как управленческая деятельность, направленная на самого себя. Необходимо учесть, что планируемые на любой период времени дела должны занимать только 60% времени, оставляя резерв. В течение дня следует выделять приоритеты А Б В, которые лучше выполнять в наиболее плодотворное в удобное для вас время. Успешно работать значит точно и хорошо выполнять нужные задачи. Принятие решений предполагает установление целей ориентированных и однозначных приоритетов. Для целесообразной и эффективной реализации ваших задач безусловно необходимо, чтобы вы лично установили их очередность.
Установление приоритетов помогаем вам: планомерно вести дела; выполнять срочную работу к установленному времени; регулировать перерывы в работе; проверять степень срочности; определять альтернативные решения, например, с помощью вспомогательных вопросов; учитывать возможности делегирования ваших полномочий другим. элементами которой являются самовоспитание, саморазвитие, самореализация
Для приведения в действие всех важных планов попытайтесь воспользоваться следующими принципами: Начало дня Начинать день с позитивным настроем. Хорошо позавтракать и без спешки на работу. Начинать рабочий день по возможности в одно и то же время. Перепроверять план дня. Вначале ключевые задачи. Приступать к делу без раскачки. Делегирование.
Основное время дня Хорошая подготовка к работе. Влиять на фиксацию сроков. Избегать действий вызывающих обратную реакцию. Отклонять дополнительно возникающие «неотложные» проблемы. Избегать незапланированных импульсивных действий. Своевременно делать паузы (соблюдать размеренный темп). Небольшие однородные задачи выполнять сериями. Рационально завершать начатое. Использовать временные «остатки». Работать, учитывая колебания обшей трудовой активности в течение дня (график дневных «помех»). Выкраивать спокойный час. Контролировать время и планы.
Конец дня Завершить несделанное. Контроль за результатами и самоконтроль. План на следующий день. Домой с хорошим настроением. Каждый должен иметь свою кульминацию.
Функция самоменеджмента «Организация и исполнение» предполагает: Объединение вашей энергии и активности и направление их на достижение поставленных целей. Организация рабочего дня означает, что вы подчиняете себе свою работу и свое время и не допускаете, чтобы было наоборот. Учитывайте в своем распорядке дня изменение вашей психологической готовности, распределяйте с учетом этого свои задачи по отдельным периодам дня. Выведите свой личный дневной ритм, для чего путем систематических наблюдений определите свой график продуктивности. Биоритм выявляет подъемы и спады наших жизненных сил в течение продолжительного периода: он указывает на то, что в физической, психической и духовной сферах имеют место периодические колебания, но еще не проясняет, почему так происходит. Биоритм указывает на тенденции, но сам по себе не является творцом событий; его можно учитывать при планировании своих задач на продолжительный период, что содействует достижению целей более рациональным путем. Перепроверьте свой персональный рабочий стиль и усовершенствуйте его, для чего интегрируйте в него все новые побудительные импульсы, например, в целях избавления от мешающих привычек. Постоянно имейте в виду использование нетрадиционных, лучших возможностей: всегда есть более простой путь для выполнения задачи.
Последней функцией во внешнем круге самоменеджмента является контроль, который охватывает три задачи: Осмысление физического состояния. Что достигнуто к моменту контроля? Сравнение запланированного с достигнутым. В какой степени достигнута цель? Какие есть отклонения? Корректировка по установленным отклонениям: контроль процесса и осуществления деятельности; контроль результатов.
Результат: Систематические занятия самоменеджментом позволят вам избавиться от текучки, вороха бумаг на столе, лишних страхов и тревоги. Сохраните свое время и здоровье для самосовершенствования.
«Идея управления процессом собственной деятельности, как правило, вызывает резкое сопротивление». Альтшуллер Г.С., Самоменеджмент – это использование испытанных методов работы в повседневной практике для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать своё время. Освоение учениками знаний, умений и навыков преимущественно проходит в форме деятельности. Знание становится инструментом, когда его применяют, ищут условия и границы применимости, расширяют и дополняют, находят новые связи и соотношения, рассматривают в разных моделях и контекстах.
ТЕХНИКА САМОМЕНЕДЖМЕНТА Функция Рабочие приемы, методы Достигаемый результат Поста новка целей Определение цели, ситуационный анализ, целевые стратегии и методы достижения успеха, формирование цели Мотивация, устранение слабых сторон, распознавание преимуществ, концентрация усилий на узких местах, фиксация сроков и ближайших шагов Планирование Годовое планирование, месячное, декадное, планирование дня, принципы временного менеджмента, метод «Альпы», менеджмент с помощью дневника времени Подготовка к реализации, оптимальное распределение и использование времени, сокращение сроков исполнения Принятие решений Установка приоритетов, принцип Парето (соотношение 80:20), АБВ-анализ, принципы Эйзенхауэра, делегирование дел (перепоручение) Приводящая к успеху организация труда, первоочередное решение жизненно важных проблем, упорядочение дел по их важности, избавление от «тирании» неотложности, продуктивность трудовых затрат Реали зация и организация Распорядок дня, график продуктивности, биоритм, самопроявление, дневной рабочий план Применение самоменеджмента, концентрация на значительных задачах, использование пика производительности, учет периодических колебаний, становление индивидуального рабочего стиля Кон троль Контролирование процесса работы (сравнение замысла с результатом), контролирование итогов (контролирование достижения поставленных целей, промежуточных результатов), обзор итогов истекшего дня (самоконтроль) Обеспечение запланированных результатов, позитивное воздействие на течение жизни Инфор мация и коммуникации Рациональное чтение, рациональные совещания, рациональное ведение беседы, рациональное использование телефона, рациональное ведение корреспонденции, листки-памятки и формуляры Быстрое чтение, организация совещаний и конференций, выделение времени для собеседований, отгораживание от возможных помех, меньше отвлечений, меньше -«бумажной войны»
Необходимо учесть, что планируемые на любой-период времени дела должны занимать только 60% времени, оставляя резерв. В течение дня следует выделять приоритеты А Б В, которые лучше выполнять в наиболее плодотворное и удобное для вас время. Успешно работать значит точно и хорошо выполнять нужные задачи. Принятие решений предполагает установление целей ориентированных и однозначных приоритетов. Для целесообразного применение всевозможных дидактических техник
Дидактические техники формула Повышение интереса к учебному материалу Привлекательная цель Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог. удивляй Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным Отстроченная отгадка В начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом Лови ошибку Объясняя материал, учитель намерено допускает ошибку Вопрос к тексту Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов
ИСКУССТВО ОЦЕНИВАНИЯ Положительные оценки подбадривают школьника, стимулируют его учебную работу. Однако нужно учитывать возможность своеобразной реакции со стороны детей с крайне низкой или высокой самооценкой: при расхождении их ожиданий с оценкой учителя эти дети могут отнестись к ней с недоверием и тревогой. Похвала за слабые ответы может подчеркнуть некомпетентность ученика в глазах его одноклассников. Это влечет за собой негативную реакцию класса, и по отношению к отстающему, и по отношению к учителю, который рискует потерять доверие учащихся. Щадящие оценки эффективны, когда разрыв между оценкой и реальным результатом невелик. Степень же разрыва может определяться учителем пока только интуитивно, точные параметры здесь отсутствуют. Что касается учеников с завышенной самооценкой, то излишняя эмоциональная поддержка учителя может их дезориентировать или привести к такому усилению присущей им мотивации достижения успеха, что это вызовет упрощенное, формальное выполнение заданий, исчезновение творческих элементов в работе («успех любой ценой»). Похвала, выделяющая таких детей из общей массы школьников, обычно приводит к росту уровня притязаний, постоянному ожиданию положительных оценок, противопоставлению себя классу. Отрицательные оценки более сложная проблема. Оценка учебной работы, «переходящая на личность», всегда болезненно воспринимается детьми. Отрицательная оценка должна направлять и корректировать учебные действия ученика. Искренность взрослого при выставлении оценки, как правило, приводит к тому, что ученики, в свою очередь, становятся искренними, стремятся к контакту с учителем, к сохранению или улучшению сложившихся взаимоотношений. Выражая свои чувства без выговора и приказа, учитель оставляет ученику возможность самому сделать выводы и принять разумное решение. Таким образом, оценка может выступать в качестве мотива учебной деятельности ученика, воплощать в себе отношение со стороны учителя. Следовательно, оценка влияет на все сферы жизни ребенка, регулирует его отношения с окружающими, помогает строить планы на будущее. (Инна Лазаренко)
КЛАССИФИКАЦИЯ ОТМЕТОК Торжествующая «пятерка» Гордость и полное удовлетворение родителей, сидящих за партами учеников на родительском собрании. Радостные и довольные лица родных при каждом возвращении ребенка из школы с новой «пятеркой», удовлетворенные возгласы: «Молодец, я так и знала!», «Ах ты мой хороший!» Особое положение «отличников» в классном коллективе, осознание ими своей исключительности перед одноклассниками и ребятами во дворе. Отдаление от «отстающих», «слабых», «плохих» товарищей; высокомерная помощь «отстающим». Завышенные требования при подборе товарищей и друзей. Расширенные права в школе и в семье, привычка к поощрениям и подаркам родителей. Полное доверие со стороны взрослых. Нередко зависть одноклассников, разрешаемые в пользу «отличника» конфликты, самонадеянность, усиление стремления быть первым, во что бы то ни стало.
Обнадеживающая «четверка» Поощрения со стороны родителей и надежда на большие успехи: «Сохрани положение!», «Так держать!», «Можешь стать отличником!». Повышение престижа ученика среди одноклассников (и соответственно родителей среди родственников, соседей и сослуживцев), расширение прав ребенка, увеличение доверия. Но если «четверка» означает снижение успеваемости, то следуют противоположные реакции. Со стороны родителей отсутствие похвалы и ласкового обращения, сужение прав и лишение некоторых удовольствий, приостановление выполнения обещаний; со стороны ребенка переживание упавшего престижа перед одноклассниками, членами семьи и близкими людьми. Высокая мотивация учебной деятельности.
Привычная «тройка» Обычно родители не выражают ни радости, ни озлобления, может быть сожаление, что ребенок упорно не желает (или не может) перешагнуть через «тройку». Без особых эмоций воспринимается такая «тройка» и в классе. Картина немного меняется, если ученик перешагнул барьер и из «отстающих» вышел в «средние». В таких случаях радость родителей перемешивается со страхом: как бы не вернулся обратно. Желая закрепить успех, родители сдержанно хвалят ребенка, не поощряя подарком. Средняя или низкая мотивация учебной деятельности. В коллективе сверстников чаще средняя или низкая статусность.