Анализ исходного состояния работы с семьей в МОУ «ООШ 30»
Класс Количество учащихся Неполные семьи Опекаемые дети Дети из многодетных семей Дети – инвалиды Переселенцы Дети, из малообеспеченных семей Состоящие на учете в ОДН Дети, состоящие на ВШУ 1 а а а а а а б а а а ,3%2,5%22,5%0,0%1,2%17,6%0,8%1,2% Анализ и классификация семей учащихся по основным категориям материальной обеспеченности и социального благополучия, согласно социальным картам класса
Уровень образования родителей (анализ социальных карт класса) Вывод: преобладают родители со средним специальным образованием.
Социальный статус родителей
Воспитательный потенциал семей (анализ социальных паспортов класса и индивидуальных карт учащихся) Выводы: в школе обучаются дети из семей, большинство которых обладают положительным воспитательным потенциалом; более половины учащихся воспитываются в полных семьях, что позволяет использовать в воспитательном процессе как авторитет мамы, так и отца; очень много семей, имеют статус «малообеспеченные», т.е. не могут себе позволить участвовать в полном объеме в программе экскурсионной деятельности.
Эмоциональный комфорт учащихся (психологическая диагностика)
Проведение досуга учащихся (анкетирование учащихся)
Влияние на детей (социальный опрос учащихся) Вывод: большинство родителей проводят досуг вместе со своими детьми, причем количество ответов «провожу досуг с друзьями» больше в старших (8-9) классах, что вполне объяснимо с психолого-педагогической точки зрения; принимая какие-либо важные решения, дети чаще всего опираются на мнение родителей; а вот влияние учителей на поведение учащихся совсем небольшое, что может расцениваться как положительный фактор (дети находят понимание и поддержку в семье) и как отрицательный (недостаточен авторитет педагогов среди обучающихся).
+- Более 60% учащихся воспитываются в полных семьях, что значительно повышает воспитательный потенциал семьи Низкий уровень социальной и материальной стабильности семей (16,4%) Более 70% семей обладают положительным воспитательным потенциалом, где родители заинтересованы в качественном обучении и воспитании детей 45,8 % (менее половины семей учащихся) родителей проводят время со своими детьми, организуя совместный досуг; только 4% отцов проводят совместный отдых со своими детьми 77,9% классных руководителей – опытные педагоги (стаж работы более 10 лет) Среди обучающихся преобладают дети с высоким уровнем тревожности Средний возраст классных руководителей 37,4 лет, т.е. возраст «расцвета» В школе отсутствует ставка заместителя по ВР, что повышает загруженность педагога-организатора, который должен также совмещать работу по исполнению функций заместителя директора по ВР Высок уровень влияния родителей на детей Недостаточен авторитет педагогов у обучающихся Классные руководители добросовестно исполняют свои обязанности, являются творческими личностями Очень высокая загруженность классных руководителей Дополнительное образование обучающихся осуществляется в основном за счет средств школы, что говорит о высоком потенциале ОУ в сфере оказания дополнительных образовательных услуг Занятость родителей осложняет организацию совместной внеурочной деятельности Общие выводы Вывод: необходимо создать условия для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, выбрать оптимальные формы сотрудничества, опирающиеся на воспитательный потенциал семей, повышающий авторитет педагогов школы.