Платонов А.П. «Цветок на земле» Литературное чтение 3 класс УМК «Школа России» Выполнила: Борисова О.Д.
Цель урока: способствовать становлению, развитию и воспитанию ребенка путем раскрытия его личностных качеств. Задачи урока: продолжить работу над техникой чтения, развитием речи. формировать личностные качества: доброту, чуткость, внимательность, сопереживание, отзывчивость. воспитывать любознательность. Тип урока: урок совершенствования знаний. Методы обучения: словесные, наглядные, проблемно – поисковый.
Целевые установки урока (планируемые результаты): Предметные: делить текст на смысловые части, выделять микротему каждой части; находить в тексте описания природы, осознавать их роль в конкретном тексте; читать вдумчиво, замечать необычные обороты речи главных героев, толковать их в соответствии с замыслом автора; понимать значение незнакомых слов из контекста произведения. Метапредметные: Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; понимать и толковать исследовательские задачи, стоящие перед группой; планировать работу в группе; оценивать результаты работы в группе. Познавательные: сравнивать эпизоды одного текста между собой, понять идею произведения в ходе анализа произведения; делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач; прогнозировать развитие событий рассказа на основе сделанных выводов..
Коммуникативные: участвовать в диалоге с товарищами по группе, обсуждать различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутировать, при необходимости делегировать полномочия для презентации результатов работы группы другим участникам, давать корректные советы по оформлению результатов работы группы
Формы организации учебной деятельности: групповая, коллективная,самостоятельная, индивидуальная. Средства обучения: рассказ, беседа, дискуссия, учебник. Оборудование: портрет А. Платонова, эпиграф записан на доске,карточки – опоры, мультимедийное оборудование, презентация. Учебно-методический комплекс: курс «Литературное чтение».Родная речь: Учебник для 3 кл.: В 2 кн. Ч. 1 – 2/Сост. Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. / М.: Просвещение, 2012.
Актуализация жизненного опыта учащихся. Ребята, я знаю, что у многих из вас есть бабушки и дедушки, а у некоторых даже прабабушки и прадедушки. Подумайте, почему мы любим их, за что ценим? Как принято относиться к бабушкам и дедушкам в нашем обществе и ваших семьях? Расскажите самый трогательный эпизод из ваших отношений с бабушкой или дедушкой.
Работа над заголовком рассказа «Цветок на земле». Сегодня мы будем знакомиться с произведением Андрея Платонова, нашего известного писателя-соотечественника. Как вы думаете, почему свою беседу с вами я начала с разговора о ваших бабушках и дедушках, как это может быть связано с названием рассказа «Цветок на земле»? (Дети высказывают свои предположения). Целеполагание. Формулирование учебной задачи урока Ребята, вы мыслите правильно. Разговор в рассказе пойдёт о взаимоотношениях деда и внука, о том, какую главную тайну на земле открыл для своего внука дедушка. Как вы думаете, что будет главным на сегодняшнем уроке? (Вместе с героями произведения открыть главную тайну на земле и постараться её понять).
Андрей Платонович Климентов Псевдоним: Андрей Платонович Платонов
Именно этим мы и будем сегодня заниматься – открывать тайну дедушки Тита. Но тайну эту вы будете открывать самостоятельно, в группах. У нас сегодня будет урок-исследование, и от того, насколько качественно вы исследуете произведение Андрея Платонова, будет зависеть, сможете ли вы ответить на главный вопрос урока «Какую тайну открыл дедушка Тит Афоне?» Первичное восприятие текста (чтение рассказа учителем и подготовленными учащимися).
Беседа на эмоциональное восприятие и по содержанию. Понравилось ли вам произведение? Что особенно понравилось? О каких событиях рассказал нам автор? Что особенно поразило вас в рассказе? Какой эпизод особенно заинтересовал? Почему? Что можете сказать об отношениях деда и внука?
Работа в группах. Выполнение исследовательских заданий. Составление плана исследовательской работы. Как вы думаете, что необходимо сделать прежде, чем начать саму исследовательскую работу? (Составить план, продумать организацию работы так, чтобы в работе участвовали все учащиеся класса и все вместе могли найти ответ на главный вопрос урока). Верно, значит, нам нужно разделиться на микрогруппы. А с какими материалом будет работать каждая группа? (Нужно поделить текст на смысловые части). Давайте разделим текст на части, найдём начало и конец каждой части. Затем каждая из групп получит карточку с заданиями, выполнение которых поможет нам всем вместе ответить на главный вопрос урока.
Инструктаж учителя по выполнению заданий. –Ребята, самое главное, о чём вы должны помнить, что у нас есть главный вопрос урока. Он записан на доске. Почаще перечитывайте его, это поможет вам быстрее выполнить задания в группах. –Вспомните правила работы в группах. –Каждая группа получит карточку с заданием и алгоритмом его выполнения. На каждой карточке будет указано, на какой главный вопрос должна ответить группа. Также вы должны выделить в тексте доказательства своей точки зрения. –Не забудьте, вам нужно будет представить результаты работы интересно, доступно, так, чтобы другим группам было понятно, к каким выводам вы пришли.
Выполнение заданий учащимися в группах. Учитель в это время ведёт консультативную и разъяснительную работу.
Карточка 1. Прочитайте первый эпизод рассказа от слов «Скучно Афоне жить на свете» с. 129 до слов «Не спи, дедушка!- попросил Афоня» с Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте: –Почему дедушка Тит всё время спит? –Как к этому относится Афоня? –Можно ли сказать, что дедушка ко всему равнодушен? –Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки. Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.
Карточка 2 Прочитайте второй эпизод рассказа от слов «Но дедушка уже спал» с. 130 до слов «Но дед уже умолк, он опять уснул в покое на русской печи» с Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте: –Как относится мама Афонии к дедушке, в чём это проявляется? –Почему Афоня всё время подходил к спящему деду и слушал, как он дышит? –Как реагировал дедушка на вопросы внука? Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки. Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.
Карточка 3 Прочитайте третий эпизод рассказа от слов «Афоня тогда сам залез на печь к дедушке и начал будить его, чтобы он проснулся» с. 131 до слов «Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу» с Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте: –Почему Афоня решил остановить маятник у часов? –От чего дедушка проснулся? –Почему старый дед «опомнился» и пошёл с Афоней «белый свет пытать»? Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня уснул на груди у деда; подумайте, почему автор пишет, что грудь дедушки пахла «тёплой землёю». Сделайте вывод: Какие чувства испытывал Афоня по отношению к своему дедушке. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.
Карточка 4 Прочитайте четвёртый эпизод рассказа от слов «Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже» с. 133 до слов «Теперь я сам знаю про всё!» с Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте: –Почему дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище ? –Почему дедушка «осерчал» на внука? –Как вы понимаете слова «цветок этот – самый святой труженик, он из смерти работает жизнь»? Объясните. Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает мысли Афонии, когда Афоня «как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь». Что вы поняли из размышлений Афони? Сделайте вывод: Какая тайна открылась Афоне. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.
Карточка 5 Прочитайте последний эпизод рассказа от слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134 до конца рассказа с Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте: –Почему Афоня просил дедушку теперь не бояться смерти? –Почему дедушка «невидимо улыбнулся своему доброму внуку»? –Почему Афоня принёс гребешок дедушке? Как это характеризует его отношение к дедушке? –Почему дедушка посмотрел на внука «как на цветок, растущий на земле»? Объясните. Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня относится к своему дедушке. Сделайте вывод: Почему Афоня любил своего дедушку? Сформулируйте вывод и приведите доказательства
Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте: Подумайте, для чего в начале рассказа даётся подробное описание дедушки? Как через данное описание проявляется отношение автора к старому человеку? Подумайте, зачем автор так подробно описывает состояние Афони в тот момент, когда дедушка уже в который раз уснул? Подумайте, для чего автор обращает внимание читателя на то, что внук невзначай уснул рядом с дедушкой? Подумайте, почему, когда дедушка опомнился и повёл Афоню полевой дорогой к пастбищу, описание природы становится радостным, солнечным, ярким? Как это связано с состоянием главных героев – дедушки и Афони? О чём задумался Афоня среди трав и цветов? Соответствует ли его настроению описание его мыслей? Какими красками пронизано описание мыслей Афони? Для чего даётся описание дедушки в конце рассказа? Отличается ли это описание от того, каким было описание дедушки в начале рассказа? Что стремится показать этим автор? (Дедушка, как и цветок, набрался сил от общения с природой и с внуком, он как бы расцвёл, поэтому стал чаще улыбаться и гладить Афоню по голове).
Подведение итогов работы в группах. Ответ на главный вопрос урока. Учитель организует прослушивание результатов работы групп, оценивание выполненных работ. Далее учащиеся коллективно смогут ответить на главный вопрос урока о тайне, открытой Афоне его дедушкой. Очень важно отметить с детьми мудрость дедушки, приобретённую им с годами, и что эту мудрость он вместе с тайной передал своему внуку. После путешествия в природу Афоня задумался над очень серьёзными вопросами. Дедушка ненавязчиво передал ему понимание сложнейших проблем экзистенциального характера: каждый на земле смертен, но умирать не страшно, если ты смог передать другим свою мудрость понимания жизни.
И старость не страшна, коли молодые помогут. Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой. Не обижай малого, уважай старого – сам в почете будешь.
Поговорка. «Скучно Афонюшке на чужой сторонушке».
«Собирай по ягодке, наберёшь кузовок».
Словарная работа. смежать глаза - … толстые жилы - … маятник часов - … русская печь - … осерчал -...
Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди – пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создаёт её.
План. · На печи рядом с дедом. · Скучно Афоне жить на свете. · Дед Тит. · Опять скучно жить на свете. · Пошли «белый свет пытать». · Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь… · Проснулся ненадолго. · Гребешок для деда.
–Скучно Афоне жить на свете. –Дед Тит. –Опять скучно жить на свете. –Проснулся ненадолго. –На печи рядом с дедом. –Пошли «белый свет пытать». –Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь… –Гребешок для деда.
Цветок, когда отцветает, даёт семя. Внук - продолжение жизни. Человек остаётся в поколениях в своих детях, внуках, правнуках.
Для Платонова особенно дорога мысль: «Что жизнь не есть стремление к удовольствиям, но трудное и радостное дело, - дело, которому нужно отдать все силы ума и души».
Андрею Платонову никогда не было скучно. Ведь скучно бывает тогда, когда человек ещё не умеет по настоящему видеть людей, природу, вещи и даже самого себя.
Мне бы хотелось, чтобы А.П.Платонов запомнился вам, потому что писателем он был необыкновенным.
Итог урока. Рефлексия. –Итак, сегодня был очень интересный урок. Вам пришлось о многом подумать, поразмышлять об очень сложных понятиях, отношениях между людьми. Не каждый взрослый способен задуматься над теми проблемами, которые осветил Андрей Платонов в своём произведении, а мы с вами рискнули благодаря такому чудесному рассказу. –Понравилось ли вам размышлять над серьёзными вопросами, искать ответы на них в литературных произведениях? Кому из вас ещё раз хочется перечитать рассказ? Перечитайте его вместе с родителями, попробуйте вместе с ними ещё раз окунуться в тайну, хранимую дедушкой Афони.
Памятник уроженцу Воронежа писателю Андрею Платоновичу Платонову
Итак, сегодня был очень интересный урок. Вам пришлось о многом подумать, поразмышлять об очень сложных понятиях, отношениях между людьми. Не каждый взрослый способен задуматься над теми проблемами, которые осветил Андрей Платонов в своём произведении, а мы с вами рискнули благодаря такому чудесному рассказу. Понравилось ли вам размышлять над серьёзными вопросами, искать ответы на них в литературных произведениях? Кому из вас ещё раз хочется перечитать рассказ? Перечитайте его вместе с родителями, попробуйте вместе с ними ещё раз окунуться в тайну, хранимую дедушкой Афони.
Домашнее задание В качестве домашнего задания можно предложить учащимся выполнить задание 8 на с. 136 учебника, которое будет способствовать не только вдумчивому чтению, но и умению формулировать и задавать умные и глубокие вопросы.
Благодарю за внимание !
Литература: 1. Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа в 2 ч. Ч е изд., перераб. – М.: Просвещение, с. (Стандарты второго поколения). – ISBN Рабочие программы «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, М.В. Бойкина «Школа России» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, – 120 с (Стандарты нового поколения). – ISBN Литературное чтение: учебник для 3 кл. четырёхлетней нач. шк. В 2 ч. Ч. 2/ [Сост. Л.Ф. Климанова и др.]. – 6-е изд. – М.: Просвещение, – 223 с.: (Школа России) – ISBN – 9.