Цель: освоение способов формирования и развития УУД.
Особенности, структура и содержание Стандартов нового поколения. Программа по формированию УУД. Структура, компоненты, виды учебных действий. Уровни оценивания УД, оценочный лист. Проектирование заданий, направленных на формирование УУД. Составление схемы анализа урока.
для ребенка – процесс приобретения качественных новообразований (не умел, умею); для учителя – представление возможности проживания ребенком всех этапов социализации в соответствии с возрастом.
Знать особенности психики детей данного возраста, основные виды деятельности; Четко знать к какому результату он стремится; Выстраивать УВП (учебно-воспитательный процесс) в соответствии с новообразованиями возраста, ориентируясь на результат (предметные умения, УУД, навыки общественного поведения) и зону ближайшего развития личности.
ЧТО НОВОГО? Как и где формируются УУД? Типовые задачи для оценивания УУД. Пример
Структурные компоненты УД: мотивация задача действие К и О рефлексия
Адаптационный: от 2 нед. до конца 1 полугодия 1 класса (переход от игровой деятельности к учебной); Конструктивный: со 2 полугодия до 1 четверти 4 класса (становление мотивации учебной деятельности); Переходный: со 2 полугодия 4 класса, до конца 1 четверти 5 класса (переход от учебной деятельности к проектной).
Согласно теории планомерного, поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина предметом формирования должны стать действия, понимаемые как способы решения определенного класса задач. 1) условия, обеспечивающие построение и правильное выполнение учеником нового способа действия; 2) условия, обеспечивающие «отработку» действия; 3) условия, позволяющие уверенно и полноценно переносить выполнение действий из внешней предметной формы в умственный план.
создания мотивационной основы действия (Отношение к целям и задачам); схемы ориентировочной основы действия; (в ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется) формирование действия в материальной форме (опорой на внешне представленные компоненты схемы) преобразование действия вместо опоры на внешне представленные средства ученик переходит к описанию значений этих средств; действие во внешней речи «про себя». действие совершается в скрытой речи.
соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
действие по соотношению работы с образцом по выбранным критериям. Критериальная оценка: шкала Рубинштейна, бальная оценка. Содержательная оценка: оценочный лист.оценочный лист УРОВНИ ОЦЕНИВАНИЯ: базовый, повышенный.
В основе овладения новыми умениями лежит регулярная работа по их формированию. Поэтому необходимо регулярно проводить диагностику успешности достижения новых образовательных результатов. Каждый учитель будет это делать по мере необходимости. Однако раз-два в год мы предлагаем проводить проверочные работы для диагностики метапредметных и личностных результатов начального образования
Очень важно в процессе подготовки учителя к реализации ФГОС обеспечить образовательными технологиями: ПРОБЛЕМНЫМ ДИАЛОГОМ, ПРОДУКТИВНЫМ ЧТЕНИЕМ, технологией оценивания. (См.ПАМЯТКИ)См.ПАМЯТКИ)
Целеполагание (постановка практич. или др. задачи, например, через создание проблемной ситуации) Организация мыслительной деятельности уч-ся (анализ, классификация, наблюдение и др.) Предъявление результатов мыслительной деятельности учащихся. Обсуждение результатов. Промежуточная рефлексия. Применение способа предметного действия, правила, алгоритма. Контроль и оценка. Итоговая рефлексия.
Мотивация Целеполагание (само учебное задание) Выполнение учебных действий Рефлексия Корректирование действий
п/п Критерии оценивания Оценка урока Этап урока: 1Наличие результата и способы предъявления и фиксации 2Направленность учебных заданий на формы, метапредметные личные и предметные результаты 3Направленность учебных ситуаций 4Соответствие учебных заданий и учебных ситуаций 5Соответствие действия учителя поставленным целям, задачам и результатам ( этапа) 6Соответствие действий учащихся поставленной задаче и планируемому результату 7Соответствие форм организации урока ( этапа) поставленной цели, задаче, планируемому результату 8Наличие в плане урока рисков 9Наличие критериев оценки планируемых результатов урока (этапа) детские учительские 10Соответствие подходов, технологий, методов..
Обучение, действительно, «ведущее за собой развитие», должно осуществляться в зоне ближайшего развития ребенка; его содержанием должна быть система понятий научного содержания учебного предмета.