Особенности психологического сопровождения Аксиома психологического сопровождения : индивидуальная жизнь человека самоценна, уникальна, должна быть лишена насилия.
ПСИХОЛОГ – специалист по психологическому сопровождению, который обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, со организацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация).
«СОДЕЙСТВИЕ» (К. Гуревич, И. Дубровина; Э. Верник, Х. Лийметс, Ю. Сыэрда); «СО-БЫТИЕ» (В. Слободчиков), «СО-РАБОТНИЧЕСТВО» (С. Хоружий), «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ, ИЛИ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ, СОПРОВОЖДЕНИЕ» (М. Битянова, Ю. Слюсарев, Г. Бардиер, А. Волосников, А. Деркач, В. Мухина).
СОПРОВОЖДЕНИЕ в психологическом понимании - это помощь одного человека другому в преодолении трудностей. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ создает условия, чтобы дети и взрослые почувствовали, поверили в свои разносторонние способности.
СОПРОВОЖДЕНИЕ это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально - психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия ( М. Р. Битянова ).
определить « место » превратить « беглеца » в « путника » помочь « путнику » добраться до своей цели
Основные принципы сопровождения право человека на свободный выбор своего пути развития ; индивидуальный подход ; принцип реальности ; ответственность субъекта за принятие решения; приоритет интересов сопровождаемого; непрерывность сопровождения.
СОПРОВОЖДЕНИЕ системно - ориентированное индивидуально - ориентированное
Основные законодательные акты Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико- социальной помощи. Национальная стратегия действий в интересах детей на годы. Положение о службе практической психологии в системе образования Пермской области. Федеральные государственные требования. Федеральные государственные образовательные стандарты. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Задачи психологического сопровождения сохранение и укрепление психологического здоровья ; обеспечение психологической безопасности ; оказание психологической помощи и поддержки ; обеспечение содержательной доступности и соответствия ; участие в комплексной психолого - педагогической экспертизе ; содействие распространению и внедрению в практику психологических служб образовательных учреждений новейших достижений в области отечественной и зарубежной психологии.
Направления психологического сопровождения Диагностика. Консультирование. Развивающая, коррекционная работа. Психологическое просвещение и образование. Профилактика. Экспертиза.
Комплексная служба Деятельность Службы направлена на создание безопасной, здоровьесберегающей и развивающей образовательной среды, профилактику нежелательных социальных явлений и последствий.
Психологическое сопровождение выступает как система, комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Организационные принципы комплексный, междисциплинарный подход к решению любой проблемы развития ребенка ; равнозначность программ помощи ребенку в проблемной ситуации и программ предупреждения возникновения проблемных ситуаций ; гарантия непрерывного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе ; специалисты системы сопровождения во всех проблемных ситуациях находятся " на стороне ребенка ", защищая его интересы и права.