Организация личностно ориентированного обучения
Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу ставится личность ученика, ее самоценность, где раскрывается его субъектный опыт
Объективные обстоятельства, способствующие популярности личностно-ориентированного обучения: Динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. Современное образовательное учреждение остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.
Цель личностно ориентированного образования состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы: самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания
Компоненты содержания: Аксиологический; Когнитивный; Деятельностно-творческий; Личностный
Принципы ЛОО Принцип деятельности; Принцип самоактуализации (самореализации); Принцип индивидуальности; Принцип субъектности; Принцип вариативности; Принцип психологической комфортности; Принцип творчества и успеха.
Личностно ориентированное обучение способствует развитию: Образного восприятия Творческого мышления Эмоционально-личностного отношения к учению
Профессиональная позиция педагога в личностно ориентированном образовании: Предметник Психолог Создатель разносторонней образовательной среды Организатор Координатор учебной деятельности
Условия для возможного осуществления личностно ориентированного подхода Наличие комфортных и безопасных условий обучения; Формирование и развитие мышления; Учет уровня способностей и возможностей каждого ученика; Адаптация учебного процесса к особенностям групп учащихся
ЛОО включает в себя подходы: Разноуровневый; Индивидуальный; Дифференцированный; Субъектно-личностный
Технологии на основе ЛО подхода: Педагогика сотрудничества; Проблемное обучение; Технология уровневой дифференциации; Игровые технологии; Коллективный способ обучения; Технология индивидуального обучения (метод проектов, исследовательская работа). Технология модульного обучения
Методы и приемы, соответствующие ЛОО; Диалогичность; Носят деятельностно-творческий характер; Направлены на поддержку индивидуального развития ученика; Предоставляют ученику творчество, выбор содержания, способы учения.
Характеристика учащихся, где реализуется личностно ориентированное обучение: Устойчивый интерес к предмету. Осознанное планирование своей деятельности. Самостоятельная постановка целей. Высокий уровень познавательной мотивации и интереса к учебному материалу. Позитивная самооценка.
Критерии личностно-ориентированного урока Сообщение в начале урока не только темы, но и порядка организации учебной деятельности (наличие плана). Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока. Использование субъектного опыта учеников.
Критерии личностно-ориентированного урока Ориентация деятельности учащихся на развитие интеллектуальных умений, на формирование учебной деятельности. Обсуждение в конце урока что нового узнали, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, что сделать по- другому. Оценка определяется по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности.
Личностно-ориентированный подход к образованию, с одной стороны, предполагает осознанную ориентацию учителя на личность ребенка, что является условием его развития, и, с другой стороны, сама личностная ориентация как процесс взаимодействия учителя и ученика является сущностью их развития.