Районный семинар «Воспитательная система школы»
Воспитательная система это - Комплекс взаимосвязанных блоков-компонентов: цели, системообразующая деятельность, субъекты деятельности, отношения между субъектами, среда системы, внутреннее управление
Схема проектирования воспитательной работы: выделение основополагающих ориентиров; фиксирование их в документах, регламентирующих воспитательную деятельность ОУ; проведение анализа условий и результатов предшествующей воспитательной деятельности; выделение приоритетных направлений и целевых установок в дальнейшей работе; определение оптимального режима организации и содержания воспитательной деятельности ОУ; определение оптимального режима организации и содержания воспитательной деятельности ОУ; определение способов контроля и корректировки воспитательной деятельности. определение способов контроля и корректировки воспитательной деятельности.
Основополагающие документы: Важнейшие документы нормативного характера, имеющие первостепенное значение для последующего анализа состояния, организации и оценки системы воспитательной работы ОУ Важнейшие документы нормативного характера, имеющие первостепенное значение для последующего анализа состояния, организации и оценки системы воспитательной работы ОУ
Анализ работы ОУ и приоритеты воспитания на предстоящий период: 1. выявление особенностей социального окружения 2. определение контингента учащихся школы и характерных именно для этого состава детей проблем 3. сопоставление этих проблем с организационно- педагогическими, кадровыми и финансово- материальными условиями для их решения 4. определение приоритетов и целевых установок в воспитательной деятельности ОУ
Характеристика воспитательного потенциала социального окружения особенности расположения ОУ (удаленность от центра, наличие объектов культуры, спортивных сооружений, их расположение, есть ли по соседству подростковые клубы особенности расположения ОУ (удаленность от центра, наличие объектов культуры, спортивных сооружений, их расположение, есть ли по соседству подростковые клубы особенности микрорайона, в котором расположено ОУ (преимущественно социальный состав семей, их материальное положение, культурные запросы, традиции особенности микрорайона, в котором расположено ОУ (преимущественно социальный состав семей, их материальное положение, культурные запросы, традиции социальные связи при формировании ВС (органы управления образованием, отдел по делам молодежи, правоохранительные органы, молодежные организации, предприятия, семья, родители и т.д., формы взаимодействия с ними) социальные связи при формировании ВС (органы управления образованием, отдел по делам молодежи, правоохранительные органы, молодежные организации, предприятия, семья, родители и т.д., формы взаимодействия с ними) влияние на социальную обстановку других культурно- образовательных учреждений и организаций (подростковых клубов, библиотек, ДДТ, КДН, лечебные учреждения и т.д.). Какая установлена с ними связь? Насколько эффективным является взаимодействие? влияние на социальную обстановку других культурно- образовательных учреждений и организаций (подростковых клубов, библиотек, ДДТ, КДН, лечебные учреждения и т.д.). Какая установлена с ними связь? Насколько эффективным является взаимодействие?
Состав образовательного учреждения Сколько детей посещают учреждение? Как они распределены по возрастам? Есть ли детский актив ? Каков его количественный и качественный состав? Насколько активны и действенны органы ученического самоуправления? Какие среди них выделяются стабильные группы по интересам, по способностям, по здоровью? Каково соотношение мальчиков и девочек? Каковы их взаимоотношения? Какие выделяются возрастные группы? Какое влияние старшие оказывают на младших?
Состав образовательного учреждения Какова характеристика социального состава детей (из каких семей)? Каков уровень развития детей, их культурно-образовательные запросы? Сколько педагогически запущенных детей? Сколько из них состоят на учете в КДН? Каков преобладающий Характер их правонарушений? Сколько из «трудных» семей?
Педагогическая характеристика воспитанников Ведущие интересы и потребности детей (в чем проявляются интересы и потребности, какие виды активности предпочитают дети?) Ведущие интересы и потребности детей (в чем проявляются интересы и потребности, какие виды активности предпочитают дети?) Педагогические проблемы, чаще всего встречающиеся у детей (недостаток опыта; неразвитость каких свойств личности, характера?) Педагогические проблемы, чаще всего встречающиеся у детей (недостаток опыта; неразвитость каких свойств личности, характера?) Основания для утверждения о наличии проблем у детей (из каких источников почерпнута эта информация, какова степень ее достоверности?) Основания для утверждения о наличии проблем у детей (из каких источников почерпнута эта информация, какова степень ее достоверности?) Проявления проблем (в каких особенностях поведения и деятельности, характерных поступках, оценочных суждениях, эмоциональных состояниях и т.д. проявляются проблемы?) Проявления проблем (в каких особенностях поведения и деятельности, характерных поступках, оценочных суждениях, эмоциональных состояниях и т.д. проявляются проблемы?) Актуальность проблем (к каким негативным последствиям в личностном развитии подростка, его общественном поведении ведут эти проблемы?) Актуальность проблем (к каким негативным последствиям в личностном развитии подростка, его общественном поведении ведут эти проблемы?)
Педагогическая характеристика воспитанников Истоки проблем (откуда дети приобрели негативный опыт и где «недополучили» положительного?) Истоки проблем (откуда дети приобрели негативный опыт и где «недополучили» положительного?) Каким представляется идеальный педагогический результат (перспективная цель) в работе с этими детьми? Каким представляется идеальный педагогический результат (перспективная цель) в работе с этими детьми?
Педагогическая характеристика воспитанников Анализ: интеллектуального и физического развития, познавательной и творческой деятельности, продуктивной производительной деятельности и досуга учащейся молодежи; Анализ: интеллектуального и физического развития, познавательной и творческой деятельности, продуктивной производительной деятельности и досуга учащейся молодежи; Формирование ценностных ориентаций учащихся через использование конкретных педагогических, социальных и культурных условий ОУ (история и традиции, контингент воспитанников и их семей, педагогические кадры, предметная, природная и культурная среда ближайшего социума) Формирование ценностных ориентаций учащихся через использование конкретных педагогических, социальных и культурных условий ОУ (история и традиции, контингент воспитанников и их семей, педагогические кадры, предметная, природная и культурная среда ближайшего социума) Отношения между субъектами воспитания Отношения между субъектами воспитания
Характеристика воспитательного потенциала Профиль и направления воспитательной работы ОУ (какие работают кружки, секции, какова их наполняемость; какие проводятся традиционные мероприятия, какова их посещаемость?) Каким образом организована «зона свободного посещения» и какова ее наполняемость? Профиль и направления воспитательной работы ОУ (какие работают кружки, секции, какова их наполняемость; какие проводятся традиционные мероприятия, какова их посещаемость?) Каким образом организована «зона свободного посещения» и какова ее наполняемость? Связь с национальными традициями Связь с национальными традициями Кадровое обеспечение (какие педагоги работают постоянно, какие – по совместительству, каковы их квалификация и профессиональный уровень, есть ли волонтеры?) Кадровое обеспечение (какие педагоги работают постоянно, какие – по совместительству, каковы их квалификация и профессиональный уровень, есть ли волонтеры?) Мероприятия по повышению творческого потенциала и профессиональной компетентности педагогов Мероприятия по повышению творческого потенциала и профессиональной компетентности педагогов Отражение содержания, форм и технологий воспитания, реализуемых в учебном процессе. Механизмы учебной и внеучебной деятельности Отражение содержания, форм и технологий воспитания, реализуемых в учебном процессе. Механизмы учебной и внеучебной деятельности Система профилактики асоциальных проявлений в детской и молодежной среде Система профилактики асоциальных проявлений в детской и молодежной среде Наличие центров, системы КТД Наличие центров, системы КТД Позиция ребенка в ВС Позиция ребенка в ВС
Ресурсное обеспечение воспитательной деятельности Модели организации воспитательного процесса, методики и технологии Модели организации воспитательного процесса, методики и технологии Квалификационный состав воспитательных кадров Квалификационный состав воспитательных кадров Материально-техническая база Материально-техническая база Финансовое обеспечение Финансовое обеспечение Наличие и качество организационно-педагогической и финансовой документации, локальных актов и материалов по организации мониторинга воспитательной деятельности педагогов и учреждения в целом Наличие и качество организационно-педагогической и финансовой документации, локальных актов и материалов по организации мониторинга воспитательной деятельности педагогов и учреждения в целом Система планирования воспитательной деятельности Система планирования воспитательной деятельности
Концепция воспитательной системы школы
Режим воспитательной работы
Расписание работы кружков, секций, клубов