Специфические ошибки письма Консультация для родителей Морозова Светлана Петровна учитель-логопед высшей категории МОУ Сош 36
Дисграфия является частичным расстройством письма (у младших школьников трудности овладения письменной речью). Основной симптом дисграфии наличие стойких специфических ошибок, что позволяет выделять их среди ошибок, характерных для большинства детей младшего школьного возраста в период начала овладения письмом. наличие стойких специфических ошибок, что позволяет выделять их среди ошибок, характерных для большинства детей младшего школьного возраста в период начала овладения письмом.
Причины, приводящие к нарушению чтения и письма. Нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико- грамматических сторон на разных этапах развития ребенка. Нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико- грамматических сторон на разных этапах развития ребенка. Нечеткая артикуляция («каша во рту»). Нечеткая артикуляция («каша во рту»). Наследственный фактор, когда ребенку передается несформированность мозговых структур, их качественная незрелость. Наследственный фактор, когда ребенку передается несформированность мозговых структур, их качественная незрелость. Расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное восприятие. Расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное восприятие. Двуязычие в семье. Двуязычие в семье.
Ошибки, которые должны насторожить внимательных родителей Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лука (рука), ямпа (лампа) и т.д. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лука (рука), ямпа (лампа) и т.д. Ошибки, вызванные нарушенным фонематическим восприятием смешиваются гласные, мягкие и твёрдые согласные, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: таня (дыня), клюква (клюква). Ошибки, вызванные нарушенным фонематическим восприятием смешиваются гласные, мягкие и твёрдые согласные, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: таня (дыня), клюква (клюква). Пропуски букв, слогов, недописание слов. Например: порта - парта, мокко - молоко, весёлы (весёлый). Пропуски букв, слогов, недописание слов. Например: порта - парта, мокко - молоко, весёлы (весёлый). Смешение букв по оптическому сходству: б-д, т-п, а-о, е-з, д-у. Смешение букв по оптическому сходству: б-д, т-п, а-о, е-з, д-у.
Ошибки письма Если эти ошибки встречаются редко или вообще единичны, то, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Если эти ошибки встречаются редко или вообще единичны, то, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Если какие-либо из вышеперечисленных ошибок встречаются в работах ребенка регулярно, необходимо проконсультироваться с логопедом. Если какие-либо из вышеперечисленных ошибок встречаются в работах ребенка регулярно, необходимо проконсультироваться с логопедом.
Советы родителям Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше ругайте. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше ругайте. Выполняйте дома упражнение корректурная проба. Это принесет пользу любому ученику. Выполняйте дома упражнение корректурная проба. Это принесет пользу любому ученику.
Корректурная проба Ежедневно в течение не более пяти минут (не дольше) ребенок в любом тексте, кроме газетного, зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, потом перейти к согласным. Ежедневно в течение не более пяти минут (не дольше) ребенок в любом тексте, кроме газетного, зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, потом перейти к согласным. Варианты: Букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении или различении которых у ребенка имеются проблемы. Например, ч-щ, с-ш, з-ж. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении или различении которых у ребенка имеются проблемы. Например, ч-щ, с-ш, з-ж. Через 2-2,5 месяца таких упражнений при соблюдении условий ежедневности и продолжительности не свыше пяти минут улучшается качество письма. Через 2-2,5 месяца таких упражнений при соблюдении условий ежедневности и продолжительности не свыше пяти минут улучшается качество письма.
Спасибо за внимание! Успехов Вам и Вашим детям! Морозова Светлана Петровна учитель-логопед МОУ СОШ 36 Морозова Светлана Петровна учитель-логопед МОУ СОШ 36