МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН
МИРОВОЗЗРЕНИЕ- это система взглядов, принципов, ценностей, идеалов, и убеждений, определяемых как отношение к действительности, общее понимание мира, так и позиции программы деятельности людей. Субъектом, носителем мировоззрения является как отдельный человек, так и социальные/профессиональные группы, этнонациональные/ религиозные общности, и классы, и общество в целом.
Мировоззрение-это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Каждый человек свободен в выборе своего мировоззрения, однако он не может быть свободным от общественных отношений. В мировоззрении человека всегда проявляются черты определенного соответствующего времени, которые определяют общие жизненные ориентации людей, их стиль мышления, представления о реальности.
Мировоззрение понимается в обыденном смысле как совокупность текущих взглядов и отношений субъекта или в философском смысле как целостное, исторически сложившееся и существующее в культуре образование, включающее: 1) систему представлений о мире – образ мира, картина мира; 2) соответствующую систему нравственных норм, ценностей, отношений – отношение к миру. Мировоззрение как система – это иерархическая целостная совокупность логически взаимосвязанных представлений, идей, понятий, отношений.
Субъектом мировоззрения может быть как просто человек, так и группа и общество в целом. Нас же будет интересовать личность как субъект мировоззрения. Индивид, как субъект мировоззрения всегда в собственном переживании соотносит себя с представлением о человеке вообще и с образом мира, который формируется у него в результате усвоения культурного опыта и приобретения индивидуального опыта бытия в мире. Мир при этом выступает как бытие, ориентированное на утверждение субъективности, как "мир для человека."
Выделяются основные типы: философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира, научное мировоззрение, позволяющее оценивать предметы и явления объективного мира с позиций различных наук, житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды на мир и человека; религиозное мировоззрение, связанное с признанием духовного мирового начала.
Мировоззрение имеет сложную структуру. В качестве его основных элементов выступают знания, ценности, воля, убеждения, принципы, нормы, идеалы, чувства и эмоции, программы действия
В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента: 1. Познавательный компонент. Он базируется на обобщенных знаниях-повседневных,, научных и т.д. Здесь мы находим ответы на вопросы: как возник мир, что собой представляет жизнь и т.д. Это обобщенные знания о самом человеке и об обществе, о его устройстве, функционировании, о направленности исторического процесса, о смысле истории, представления о свободе человека в выборе поступков и направлений деятельности. Познавательную сторону мировоззрения составляют также вопросы, связанные с выяснением познавательного отношения человека к внешнему миру: как соотносится мысль о предмете с самим предметом, возможно ли адекватное отражение предмета, что такое истина, заблуждение, ложь, и т.п.
2. Ценностно-нормативный компонент. Он включает в себя ценности, идеалы, нормы и т.д. Ценность -это способность какого-либо предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формирует определенную иерархию ценностей. Идеал является образцом (эталоном) для деятельности человека в конкретной обстановке и желаемой нормой его поведения в будущем. Оценка устанавливает меру соответствия свойств и черт объекта или явления потребностям и интересам того или иного человека, социальной группы, класса, страты и т.д. Поэтому она может быть различной у разных людей, социальных групп и т.д. социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.д., регулируют повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В нормах в большей степени, чем в ценностях, присутствует приказной, императивный момент, требование поступать определенным образом, в этом заключается ее регулятивная функция.
3. Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально- волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной установки на готовность действовать. Убеждение - это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера человека в правоту усвоенных идей. Убеждение - это не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка, непоколебимая уверенность человека в правоте идей, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют нашу деятельность. В механизмах формирования убеждений наряду со знаниями, верой в их правоту, системой ценностей, важнейшую роль играет и волевой компонент. Воля - способность человека ставить цели и иммобилизировать себя на их достижения.
4. Практический компонент. Мировоззрение - это не только совокупность знаний, убеждений, ценностей, идеалов и т.д., но и реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер.