Цветная художественная гладь подчеркивает характерные особенности изображаемых предметов и выполняется нитками, цвета которых близки к природным, с плавным переходом тонов.
Эскизы рисунков для цветной художественной глади, как правило, черно-белые. Это делается специально, для того, чтобы вышивальщица сама могла подобрать цветовую палитру по своему вкусу. Но следует обратить внимание, что при подборе цветов ниток действуют те же правила, что и при подборе красок.
Многоцветная тоновая гладь. Такая гладь применяется в основном для вышивки различных цветов и фруктов, букетов, при изготовлении декоративных панно, салфеток, скатертей, подушек, но может применяться и при украшении одежды.
Корзина с земляникой.
Тоновую гладь выполняют стежками разной длины, плотно прилегающими друг к другу, укладывая их ряд за рядом. Чтобы незаметным был переход от одного тона к другому, стежки делают разной длины, чередуя длинные и короткие. Нельзя допускать четких прямолинейных границ между рядами, они должны быть, как бы размыты. Стежки каждого последующего ряда должны «входить» (вливаться) в промежутки между стежками предыдущего ряда, не оставляя просветов.
Для вышивки многоцветной тоновой гладью используют рисунки цветов слегка упрощенной, стилизованной формы, но сохраняющих при этом характерные особенности данного цветка
При вышивании необходимо следить за общим направление стежков, для придания наибольшей достоверности оно должно повторять природное направление волокон листьев, лепестков.
Форма листьев и техника их выполнения
Удлиненные (ленточные) листья имеют гвоздики, васильки, колокольчики, ландыши, незабудки, ирисы, тюльпаны, а также злаковые растения. Прямые или плавно изгибающиеся листья вышивают прямой гладью, располагая стежки разной длины вдоль листа, сверху вниз. Нитки подбирают 3 тонов от светлого до темного (например: салатный, зеленый, темно- зеленый). Иногда в рисунке встречаются перегнутые листья, в которых видны лицевая и изнаночная части. В таких случаях лицевую часть листа вышивают более светлыми нитками (тон 2,1), а затененную изнаночную часть у перегиба - темными нитками (тон 3).
Цветы в вазе
Перегнутые листья, у которых видна лицевая и изнаночная стороны, верхнюю часть листа вышивают светло- зелеными нитками (тона 1 и 2), а нижнюю затененную часть - темно- зелеными нитками (тона 3 и 2). Листья с загнутыми краями-отворотами, сначала заполняют одну сторону листа без отворота как обычно зелеными нитками 2-3 тонов - от светлого по краю до темного у центральной жилки. Другую часть листа заполняют более темными зелеными нитками (тона 2 и 3), так как на эту часть падает тень от отворота. Затем по контуру отворота делают легкий «настил» для выпуклости и вышивают его косыми гладьевыми стежками нитками самого светлого тона (тон 1). Большие фигурные листья клена, винограда с несколькими центральными жилками вышивают аналогично
Лесные ягоды
Зубчатые и фигурные листья. В зависимости от формы листа и его освещенности существует несколько вариантов вышивки листьев по тонам ниток. При вышивке светлых листьев каждую половину листа делят на 2 части по тонам ниток. Правую половину листа вышивают светло-зелеными нитками (тон 1) по контуру и переходят на зеленый цвет (тон 2) у центральной жилки. Левую сторону листа вышивают, начиная с зеленого цвета (тон 2) по краю и заканчивая светло- зеленым цветом (тон 1) в середине листа. Выгнутый лист с опущенными затененными краями и светлой серединой вышивают темно- зелеными нитками (тон 3) по краям листа, затем постепенно вливают в него зеленый цвет (тон 2) и заканчивают у центральной жилки самым светлым цветом (тон 1). Центральную и боковые жилки вышивают строчкой темно-зелеными нитками (тон 3).
Вогнутый лист с приподнятыми краями и затененной серединой вышивают по краям всего листа светло-зелеными нитками (тон 1), второй ряд стежков вышивают зелеными нитками (тон 2) и у центральной жилки укладывают стежки темно- зеленого цвета (тон 3). В некоторых местах темными нитками доходят до краев листа, образуя углубления. Иногда в узоре могут быть листья, у которых одна сторона светлая, а другая - темная (на нее как бы падает тень). В этом случае светлую сторону листа вышивают по краю светло-зелеными нитками (тон 1) в 2-3 ряда, затем, вливая в него стежки зеленого цвета (тон 2), доходят до центральной жилки. Вторую, темную сторону листа, вышивают по краю зелеными нитками (тон 2) и у центральной жилки темно-зелеными (тон 3).
Хризантемы
Круглые широкие листья фиалки, сирени и др., как и зубчатые листья, могут быть разной формы, светлые и темные. Вышивают их многоцветной тоновой гладью нитками 3-4 тонов. Листья разделены центральной жилкой пополам, и каждую половину вышивают отдельно нитками 3 тонов. Техника вышивки широких листьев сложнее, чем зубчатых, так как приходится постоянно менять направление стежков в соответствии с закругленной формой листа, располагая их по радиусу.
Букет фиалок
Тюльпаны.
Гладь – это вышивание плоскости узора частично или полностью прямыми или косыми стежками. Гладь бывает односторонняя, двухсторонняя, выпуклая с настилом или без настила, прорезная, одноцветная или многоцветная.
Двухсторонняя гладь без настила Стежки прокладываются от контура к контуру, вкалывая иглу в один контур и выводя ее в противоположный. Стежки могут располагаться вертикально, горизонтально или наклонно, но преимущественно параллельно друг другу.
Направление стежков выбирается в зависимости от рисунка. Иногда контур рисунка заполняется не полностью, делая неодинаковые стежки. Длина стежков этого вида глади не должна быть больше 15 мм.
Гладь вприкреп Гладь вприкреп применяется для заполнения больших поверхностей узоров. Для выполнения этого вида глади сначала прокладывают длинный стежок от контура к контуру и закрепляют его короткими стежками, которые могут быть косыми или поперечными.
Верхошов Односторонняя гладь, вышитая глухим свободным швом, который шьется большими стежками от контура к контуру, аналогично односторонней счетной глади.
Двухсторонняя гладь с настилом Эта техника вышивания выполняется по предварительно проложенному настилу из более толстых ниток для придания выпуклости вышивке. Одной из разновидностей этой вышивки является белая гладь. Называется она так потому, что когда-то ей вышивали по белому полотну белыми нитками постельное или столовое белье. В наше время белой гладью вышивают платки, детали одежды, но осталось главное отличие от других видов глади – нитки должны быть в тон ткани.
Белая гладь состоит из нескольких элементов, сочетая которые и создается узор: "Шнурочек". По контуру прокладывается каркас из одной или двух строчек, которые обшиваются поперечными стежками двухсторонней глади, расположенных плотно друг к другу.
"Горошинки" или "пышечки". Сначала прокладывают швом "вперед иголку" контур "горошинки",
затем делают настил параллельными стежками двухсторонней гладью, не заходя за контур рисунка. Настил может быть один или несколько, это зависит от того, насколько выпуклым должен быть рисунок.
Каждый последующий настил выкладывается перпендикулярно предыдущему.
"Горошинку" закрывают верхним слоем, выводя нитку за контур плотными стежками, чтобы не виден был предыдущий слой.
"Лапочки" и "листики". Вышиваются по той же схеме, что и "горошинки", причем настилают верхний слой гладьевыми поперечными стежками.
Листик "в раскол". Листик разделен посередине на две половинки вдоль и на две или три части по длине. Сначала вышивают гладью конец листика длинными стежками, а затем середину. Не забывайте, предварительно необходимо проложить контуры и проложить предварительный настил.
Косая выпуклая гладь. Этот вид глади применяется для вышивания листиков и узоров с волнистыми или зубчатыми краями. Технология выполнения не отличается от предыдущих элементов, отличие только в направлении стежков.
Прорезная гладь - сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани дырочки разной величины и формы. Для вышивания необходимы тонкая и прочная несыпучая ткань. Каждую дырочку вышивают отдельно, чтобы на изнанке не было переходов. В зависимости от формы дырочек элементы прорезной глади имеют названия и особенности обработки:
Мелкие дырочки прокалываются колышком, и полученное отверстие обшивается через край мелкими плотными стежками. Можно сначала сделать настил по контуру дырочки в один - два ряда стежками "вперед иголку", затем делать прокол и обшить его через край узеньким шнурочком шириной 2 - 2,5 мм. Крупные дырочки диаметром до 10 мм. Сначала прокладывают по контуру нитку в один-два ряда, в середине делают разрез крест-накрест. С помощью иглы подгибают разрезанную ткань на изнанку и обшиваем дырочку гладьевым шнурочком.
"Калачики". При вышивании "калачика" контуры обшивают стежками в два-три ряда. Контуры широкой стороны вышивают гладью, узкой – шнурочком.
"Листик" или "челнок" обрабатывается аналогично "калачику".
Атласная гладь Этот вид глади используется для вышивания больших площадей узора с гладкой блестящей поверхностью. Для вышивания нужно брать нитки мулине в одно-два сложения. Стежки не стыкуются концами друг с другом, а плотно ложатся, заходя один на другой. Длина стежков не должна превышать 0,5 - 0,8 см. стежки укладывают рядами, следя за тем, чтобы проколы вышиваемого ряда ложились посередине стежков предыдущего ряда. Рабочую нитку выводят на лицевую сторону ткани и делают первый стежок, вкалывая иглу на его длину и выкалывая на мм назад. Следующий стежок вышивается аналогично. Последний стежок ряда должен заканчиваться на противоположном контуре рисунка. Второй ряд прокладывается в обратном направлении, следя за тем, чтобы проколы не были на одном уровне с проколами стежков предыдущего ряда.
Теневая гладь Самый сложный и самый красивый вид глади. Иногда называют цветной или художественной. Каждый элемент рисунка вышивается нитками нескольких цветов, подобранных таким образом, чтобы создавалось впечатление, что цвета плавно переходят друг в друга. Рисунки, выполненные этим видом глади, менее стилизованы и более приближены к действительности. Элемент узора мысленно делят на несколько участков, в зависимости от количества используемых ниток. Вышивать начинают с более светлого участка. Стежки не должны быть одинаковыми – та сторона стежка, которая касается контура, должна находиться на контуре, а та, которая касается стежков другого цвета, должна быть на разном уровне друг относительно друга.
Следующий участок вышивается другим цветом так, чтобы стежки на смежном участке как бы вливались в предыдущий цвет. Для достижения этого эффекта иглу лучше вкалывать между ранее сделанными стежками.
Владимирская гладь
Китайская гладь