Рефлексия как механизм самосознания педагогов
Рефлексия (от позднелат. reflexio – обращение назад) – размышление, самонаблюдение, самопознание; в философии – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий и их законов
Педагогическая рефлексия – процесс критического осмысления педагогом оснований характера, структуры, процессов и результатов собственной профессиональной деятельности
Когнитивный компонент В этом компоненте профессионального самосознания учителя, необходимо различать процесс самопознания и результат – систему знаний о себе, индуцируемую в «образ Я» как профессионала - педагога
Аффективный компонент к системе своих педагогических действий, к своим целям и задачам, к средствам и способам достижения этих целей, к результатам своей работы; к системе своих педагогических действий, к своим целям и задачам, к средствам и способам достижения этих целей, к результатам своей работы; к системе межличностных отношений с учениками; к реализации основных функций педагогического общения – информационной, социально – перцептивной, презентативной, интерактивной и аффективной; к системе межличностных отношений с учениками; к реализации основных функций педагогического общения – информационной, социально – перцептивной, презентативной, интерактивной и аффективной; к своим профессионально значимым качествам и в целом к себе как профессионалу. к своим профессионально значимым качествам и в целом к себе как профессионалу.
Поведенческий компонент Основным психологическим механизмом этой подструктуры является удовлетворенность педагога собой и своей профессиональной деятельности
Деятельность подход Умение оценить, что я как ученик знаю, но «чего я еще не знаю»; Умение оценить, что я как ученик знаю, но «чего я еще не знаю»; Поставить перед собой учебную задачу; Поставить перед собой учебную задачу; Составить план ее решения; Составить план ее решения; Организовать поисковые действия; Организовать поисковые действия; Критически оценить полученный результат; Критически оценить полученный результат; Осмыслить собственные действия (правильные и неудачные) по выработке решения. Осмыслить собственные действия (правильные и неудачные) по выработке решения.
Диалоговый подход Работу «в команде»; Работу «в команде»; Умение ставить вопросы и отвечать на вопросы товарищей; Умение ставить вопросы и отвечать на вопросы товарищей; Способность быть терпимым к разным точкам зрения; Способность быть терпимым к разным точкам зрения; Находить точки соприкосновения между участниками диалога; Находить точки соприкосновения между участниками диалога; Быть открытым как в выражении своего мнения, так и в обсуждении смысла высказываний других участников дискуссии. Быть открытым как в выражении своего мнения, так и в обсуждении смысла высказываний других участников дискуссии.
Личностный подход Необходимость поиска личного смысла жизни; Необходимость поиска личного смысла жизни; Систему своих ценностных ориентаций, установок и нравственных норм; Систему своих ценностных ориентаций, установок и нравственных норм; Свои интеллектуальные силы и возможности; Свои интеллектуальные силы и возможности; Необходимость поиска своего места в жизни – такое, которое бы дало возможность человеку осуществить самореализацию (самоактуализацию, самоуважение). Необходимость поиска своего места в жизни – такое, которое бы дало возможность человеку осуществить самореализацию (самоактуализацию, самоуважение).