Технология модульного обучения Кузнецова И.П., учитель информатики 2007 г.
Педагогические технологии Технологизация учебного и воспитательного процессов связана с поиском таких дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода «производственно-технологический процесс с гарантированным результатом». Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Мы же изберем следующее: это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.
Инновационные технологии Сейчас четко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания. Большую актуальность приобрели личностно-ориентированные технологии обучения В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, сотрудничество, модульное обучение.
Модульное обучение
Причины возникновения МСО Кардинальные изменения в социально- культурной, политической и экономической сферах Рост темпов жизни; ускорение развития общества Потребность совершенствования системы среднего профессионального обучения Постоянное увеличение и специализация знаний и навыков Высокие требования к качеству знаний и умений специалистов в условиях жесткой конкуренции на рынке труда
Сущность Модульного обучения Модуль – основная организационно- содержательная единица (комплекс образовательной информации) Модуль позволяет: получить новую информацию сформировать навыки и выработать умения проконтролировать и оценить результаты обучения Модуль включает 4 блока: Методический Информационный Лабораторно-практический Оценочный
1 блок МСО Методический : Описывает структуру модуля, последовательность изложения информации и способы ее представления, цели рекомендации по изучению курса
2 блок МСО Информационный: Конспект учебной дисциплины Ссылки на учебную и справочную литературу Дидактические материалы
3 блок МСО Лабораторно-практический: Раздаточный материал Пособие по выполнению лабораторно-практических работ Примеры решения задач
4 блок МСО Оценочный: Набор текстовых и контрольных работ различного уровня Творческие задания Нормы оценок в соответствии с требованиями предъявляемыми к знаниям и навыкам студента
Результаты внедрения МСО Уровни освоения Низкий уровень: -модульная система применяется лишь для контроля успеваемости студентов Средний уровень: -изучение дисциплины строится как последовательное освоение модулей Высший уровень: Модульная система обучения связывает все дисциплины учебного права
Практический опыт Опыт реализации МСО позволил: Резко повысить мотивацию обучения Более полно раскрыть коммуникативные способности студентов Обеспечить высокий уровень подготовки специалистов (тех кто реально умеет, а не только знает) Сократить сроки обучения за счет оптимизации учебных программ и планов
Преимущества МСО Позволяет преодолеть противоречия между низким уровнем школьной подготовки и необходимым уровнем знаний обеспечивающим базовый уровень знаний по специальности Позволяет преодолеть противоречия между сокращением количества часов по учебному плану и тем объемом, который необходимо усвоить студентам Позволяет обеспечить гибкость в изучении дисциплин посредством структурирования учебного материала Позволяет совместить индивидуальный подход в обучении с открытостью и гибкостью профессионального образования Позволяет сформировать целостную систему знаний. Умений и навыков у студентов
Условия внедрения МСО Материально – техническая база обучения, позволяющая реализовать информационные технологии обучения Творческий подход преподавательского состава к решению вопросов модернизации образования.
« Нет силы более могущественной, чем традиция » Ф. Энгельс Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью. А.С. Макаренко писал: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по Технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди...>. Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 60-х годов ХХ века и связывают с реформированием вначале американской, а затем и европейской школ.