Методика подготовки и чтения лекций Методическое пособие Кузнецова И.П., учитель информатики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция как ведущий метод изложения материала Составитель- канд.психол. наук, доцент Малейко Г.У.
Advertisements

Презентацию подготовил студент 5 курса Группы ПДД-13 Мосин Виктор.
Типология уроков Урок является сложной педагогической системой и разделяется на типы по признакам: Вводный урок. Урок изучения нового материала(первичного.
Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарским, практическим занятиям, зачетам и экзаменам Методика подготовки к семинарским и практическим.
Семинарское занятие - одно из видов учебных занятий, для которого характерно: активность, самостоятельность, проверка своих способностей, вооружение знаниями.
1. Понятие «лекция» в высшей школе. Функции лекции, ее особенности и виды. 2. Принципы конспектирования материала на лекции. 3. Методы и приемы скоростного.
Специфика использования ЭОР на уроках изучения нового материала Верещагина О. Ю. МБОУ СОШ 62 г. Архангельск.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
В помощь педагогу дополнительного образования Проектирование и анализ в работе педагога Автор-составитель – БУГАЕВА С.А., методист МАОУ ДОД ДООЦ «Лесная.
Основные элементы лекционно- семинарской системы обучения: Лекции Уроки-практикумы Уроки-диалоги Консультации Семинары Зачеты.
Информационные технологии электронного обучения Обучение в Институте Электронных Форм Обучения (ИЭФО) строится на оптимальном сочетании традиционных и.
Методические рекомендации коллегам по подготовке и работе над исследовательскими проектами ( Из опыта работы)
Технологическая схема цикла проблемного обучения..
1. Сущность понятия «семинар». Задачи и функции семинарского занятия в высшей школе. 2. Типы и виды семинарских занятий. Критерии оценки семинарского.
Отчет по методической теме: «Использование практических заданий на уроках технологии с целью формирования общетрудовых и профессиональных умений и навыков»
ЛЕКЦИЯ. ВИДЫ ЛЕКЦИЙ. Лекция (от лат. lectio – чтение) – логически последовательное изложение определенных научных знаний перед студентами. Это одна из.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
Транксрипт:

Методика подготовки и чтения лекций Методическое пособие Кузнецова И.П., учитель информатики

Лекция. Лекция Лекция - это метод обучения, при котором преподаватель в течение продолжительного времени устно излагает материал, используя при этом приемы активизации познавательной деятельности учащихся. - это метод обучения, при котором преподаватель в течение продолжительного времени устно излагает материал, используя при этом приемы активизации познавательной деятельности учащихся. это одна из древнейших и наиболее распространенных форм обучения это одна из древнейших и наиболее распространенных форм обучения В переводе на русский означает чтение В переводе на русский означает чтение

Характеристика лекции Сам преподаватель своим внутренним миром должен воздействовать на ум и чувства обучаемых Сам преподаватель своим внутренним миром должен воздействовать на ум и чувства обучаемых Это творческий процесс деятельности преподавателя, требует от него большого напряжения всех духовных сил и сосредоточенности. Это творческий процесс деятельности преподавателя, требует от него большого напряжения всех духовных сил и сосредоточенности. Лекция должна преследовать не только воспитательные, Лекция должна преследовать не только воспитательные, но и развивающие цели

Цели лекции: Сообщение новых знаний Сообщение новых знаний Систематизация и обобщение накопленных знаний Систематизация и обобщение накопленных знаний Формирование на их основе взглядов, убеждений Формирование на их основе взглядов, убеждений Развитие познавательных и профессиональных интересов Развитие познавательных и профессиональных интересов

Возможности лекции Подвести студентов к необходимости осмысленного усвоения теоретических знаний Подвести студентов к необходимости осмысленного усвоения теоретических знаний Сообщить новые сведения большому количеству обучаемых Сообщить новые сведения большому количеству обучаемых Показать интеграцию данной дисциплины с другими Показать интеграцию данной дисциплины с другими

Недостатки пассивное поведение обучаемых на занятии пассивное поведение обучаемых на занятии обучаемые слушают, конспектируют обучаемые слушают, конспектируют лектор не всегда имеет возможность установить степень усвоения содержания лекции лектор не всегда имеет возможность установить степень усвоения содержания лекции

Общие требования Актуальность Актуальность Соответствие целям обучения и программному материалу Соответствие целям обучения и программному материалу Научность Научность Должна отвечать требованиям государственного образовательного стандарта Должна отвечать требованиям государственного образовательного стандарта Тесная связь с практикой Тесная связь с практикой

Педагогические требования Принцип - от простого к сложному Принцип - от простого к сложному Доступность Доступность Логика, четкость и ясность Логика, четкость и ясность Современные методы активизации: Современные методы активизации: проблемное изложение проблемное изложение диалог диалог дискуссия дискуссия Наглядность Наглядность

Классификация лекций Вводная лекция Вводная лекция Вводная лекция Вводная лекция Установочная лекция Установочная лекция Установочная лекция Установочная лекция Текущая лекция Текущая лекция Текущая лекция Текущая лекция Заключительная лекция Заключительная лекция Заключительная лекция Заключительная лекция Обзорная лекция Обзорная лекция Обзорная лекция Обзорная лекция Информационная лекция Информационная лекция Информационная лекция Информационная лекция Лекция-беседа Лекция-беседа Лекция-беседа Проблемная лекция Проблемная лекция Проблемная лекция Проблемная лекция Лекция-дискуссия Лекция-дискуссия Лекция-дискуссия Лекция-дискуссия Межпредметная лекция Межпредметная лекция Межпредметная лекция Межпредметная лекция «Лекция вдвоем» «Лекция вдвоем» «Лекция вдвоем» «Лекция вдвоем» Программированная Программированная Программированная лекция-консультация лекция-консультация лекция-консультация Лекция Лекция Лекция с «запланированными ошибками» с «запланированными ошибками» Лекция «Пресс-конференция» Лекция «Пресс-конференция» Лекция «Пресс-конференция» Лекция «Пресс-конференция» Лекция-интервью Лекция-интервью Лекция-интервью Лекция-ситуация. Лекция-ситуация. Лекция-ситуация.

Вводная лекция Обычно начинается лекционный курс предмета. Обычно начинается лекционный курс предмета. Говорится о значении предмета, о роли данного предмета в подготовке специалиста Говорится о значении предмета, о роли данного предмета в подготовке специалиста Эта лекция призвана пробудить интерес к предмету, дать рекомендации по работе над лекционным материалом Эта лекция призвана пробудить интерес к предмету, дать рекомендации по работе над лекционным материалом

Установочная лекция Характерна для ввода в курс при вечернем и заочном обучении Характерна для ввода в курс при вечернем и заочном обучении Главная цель - ознакомить со структурой учебной программы Главная цель - ознакомить со структурой учебной программы Содержит указания по организации самостоятельной работы по выполнению контрольных заданий Содержит указания по организации самостоятельной работы по выполнению контрольных заданий

Текущая лекция Содержание такой лекции посвящено конкретной теме, имеет логическую связь с предшествующей и последующими темами Содержание такой лекции посвящено конкретной теме, имеет логическую связь с предшествующей и последующими темами

Заключительная лекция Призвана завершить изучение курса Призвана завершить изучение курса Дается обобщение и систематизация изученного материала Дается обобщение и систематизация изученного материала Содержатся рекомендации для самостоятельной работы Содержатся рекомендации для самостоятельной работы Рекомендации по подготовке к зачету или экзамену Рекомендации по подготовке к зачету или экзамену

Обзорная лекция Применяется на завершающем этапе обучения (перед экзаменами) Применяется на завершающем этапе обучения (перед экзаменами) Содержится обобщающая краткая информация по определенным программным вопросам Содержится обобщающая краткая информация по определенным программным вопросам

Информационная лекция Преподаватель в виде монолога излагает основные вопросы, иллюстрирует их, делает выводы Преподаватель в виде монолога излагает основные вопросы, иллюстрирует их, делает выводы Применяется объяснительно- иллюстрированный метод Применяется объяснительно- иллюстрированный метод

Лекция-беседа Преподаватель по ходу занятия ставит перед студентами вопросы и предлагает им дать на них ответы с места Преподаватель по ходу занятия ставит перед студентами вопросы и предлагает им дать на них ответы с места Вопросы даются не для контроля знаний, а с целью выяснения уровня их подготовки и готовности к восприятию предлагаемой информации Вопросы даются не для контроля знаний, а с целью выяснения уровня их подготовки и готовности к восприятию предлагаемой информации

Лекция-дискуссия В процессе чтения преподаватель ставит перед студентами вопросы и организует их обсуждение (дискуссию) в течение минут В процессе чтения преподаватель ставит перед студентами вопросы и организует их обсуждение (дискуссию) в течение минут Вопросы можно дать заранее Вопросы можно дать заранее Вопросы проблемного характера способны активизировать не только внимание, но и мыслительную и речевую деятельность. Вопросы проблемного характера способны активизировать не только внимание, но и мыслительную и речевую деятельность.

Проблемная лекция Обычно начинается с вопроса, с постановки общей проблемы, которую преподаватель решает в ходе изложения Обычно начинается с вопроса, с постановки общей проблемы, которую преподаватель решает в ходе изложения Создание проблемной ситуации побуждает слушателей к активной мыслительной деятельности Создание проблемной ситуации побуждает слушателей к активной мыслительной деятельности Данный метод учит мыслить, повышает интерес к изучаемому предмету, способствует более прочному усвоению учебного материала Данный метод учит мыслить, повышает интерес к изучаемому предмету, способствует более прочному усвоению учебного материала

Межпредметная лекция Главное отличие состоит в том, что она позволяет рассматривать учебные проблемы с позиции нескольких наук одновременно Главное отличие состоит в том, что она позволяет рассматривать учебные проблемы с позиции нескольких наук одновременно Межпредметная лекция читается несколькими преподавателями Межпредметная лекция читается несколькими преподавателями

«Лекция вдвоем» Предметная «лекция вдвоем» читается преподавателями одной учебной дисциплины Предметная «лекция вдвоем» читается преподавателями одной учебной дисциплины Межпредметная «лекция вдвоем» проводится преподавателем двух различных дисциплин Межпредметная «лекция вдвоем» проводится преподавателем двух различных дисциплин Чтение лекции на «контрасте», чтение лекции на взаимодополнении Чтение лекции на «контрасте», чтение лекции на взаимодополнении

Программированная лекция- консультация Преподаватель сам составляет и предлагает вопросы слушателям Преподаватель сам составляет и предлагает вопросы слушателям Студенты отвечают на вопросы Студенты отвечают на вопросы Затем проводится анализ и обсуждение неправильных ответов Затем проводится анализ и обсуждение неправильных ответов Преподаватель дает разъяснение по возникающим вопросам Преподаватель дает разъяснение по возникающим вопросам

Лекция с «запланированными ошибками» Позволяет повысить контролирующую функцию лекционных занятий Позволяет повысить контролирующую функцию лекционных занятий Преподаватель объявляет тему занятия и сообщает о наличии ошибок в материале Преподаватель объявляет тему занятия и сообщает о наличии ошибок в материале Найденные ошибки заносятся на отдельный лист Найденные ошибки заносятся на отдельный лист За 20 минут до конца лекции проводится диагностика и анализ ошибок За 20 минут до конца лекции проводится диагностика и анализ ошибок

Информационная лекция Преподаватель в виде монолога последовательно излагает теоретические вопросы, разъясняет их, иллюстрирует Преподаватель в виде монолога последовательно излагает теоретические вопросы, разъясняет их, иллюстрирует Применяется объяснительно- иллюстративный метод Применяется объяснительно- иллюстративный метод

Лекция «Пресс-конференция» Преподаватель называет тему лекции и просит письменно за 2-3 м.задать ему интересующий каждого студента вопрос по теме Преподаватель называет тему лекции и просит письменно за 2-3 м.задать ему интересующий каждого студента вопрос по теме Преподаватель систематизирует вопросы и начинает читать лекцию Преподаватель систематизирует вопросы и начинает читать лекцию Структура лекции должна быть не вопросно-ответной, а представлять связное изложение проблемы Структура лекции должна быть не вопросно-ответной, а представлять связное изложение проблемы Форма лекции должна быть для студентов неожиданна Форма лекции должна быть для студентов неожиданна

Лекция-интервью Студенты располагаются за большим столом. Студенты располагаются за большим столом. Преподаватель задает вопросы, Преподаватель задает вопросы, корректирует студенческие ответы Проводится при первом знакомстве со студентами или вовремя зачета Проводится при первом знакомстве со студентами или вовремя зачета

Что реализуется в лекции-интервью? Лекция – интервью Дискуссионный Принцип (вопрос – ответ) Главная роль отводиться студентам. Преподаватели выполняют второстепенную Диалогическое общение Развитие чувства нового Активность каждого студента

Лекция-ситуация Это самый высокий уровень лекционного занятия Это самый высокий уровень лекционного занятия Активизирует мыслительную познавательную деятельность для овладения профессиональными умениями Активизирует мыслительную познавательную деятельность для овладения профессиональными умениями Студент самостоятельно стремится вырабатывать решения Студент самостоятельно стремится вырабатывать решения

Содержание лекции-ситуации 1. Теоретические проблемы (информация) 1. Теоретические проблемы (информация) 2. Пример в виде ситуации (решают студенты) 2. Пример в виде ситуации (решают студенты) 3. Решение ситуации 3. Решение ситуации 4. Повторение схемы неоднократно. 4. Повторение схемы неоднократно.

Как подготовить банк ситуаций Текст ситуации должен содержать минимум признаков, необходимых для правильного решения Текст ситуации должен содержать минимум признаков, необходимых для правильного решения Профессиональные ситуации не должны носить опережающий характер Профессиональные ситуации не должны носить опережающий характер Если в текст ситуации включается медицинский документ, он должен быть подлинным Если в текст ситуации включается медицинский документ, он должен быть подлинным На каждую ситуацию должен быть составлен эталон ответа На каждую ситуацию должен быть составлен эталон ответа

Что приобретает студент? Лекция – ситуация Лекция – ситуация Студент обогащается практической деятельностью Студент обогащается практической деятельностью Студент учится влиять сознательно на события и процессы Студент учится влиять сознательно на события и процессы Студент учится избегать ошибок и неверных решений Студент учится избегать ошибок и неверных решений Студент учится прогнозировать и планировать свою деятельность Студент учится прогнозировать и планировать свою деятельность

Методика составления лекции Всякая лекция состоит из 3-х частей: Всякая лекция состоит из 3-х частей: Вступления Вступления Вступления Основной части Основной части Основной части Основной части Заключения Заключения Заключения

Вступление Является организующим началом лекции Является организующим началом лекции В нем излагаются: В нем излагаются: Тема Тема Учебная цель Учебная цель Наименование основных вопросов Наименование основных вопросов Рекомендуемая литература Рекомендуемая литература Проблема Проблема Актуальность и значение данной темы для практической деятельности. Актуальность и значение данной темы для практической деятельности.

Основная часть Включает содержание вопросов, глубокое и конкретное изложение содержания темы Включает содержание вопросов, глубокое и конкретное изложение содержания темы При изложении теории должно быть выделено главное При изложении теории должно быть выделено главное Главная мысль лекции выражается ясно и должна представлять собой законченное целое Главная мысль лекции выражается ясно и должна представлять собой законченное целое

Основная часть Содержание каждого вопроса лекции должно представлять собой логическое развитие главной идеи лекции Содержание каждого вопроса лекции должно представлять собой логическое развитие главной идеи лекции Каждый предыдущий вопрос должен служить основанием для рассмотрения последующих Каждый предыдущий вопрос должен служить основанием для рассмотрения последующих Последующие - быть логическим продолжением предыдущих Последующие - быть логическим продолжением предыдущих

Основная часть В лекции недопустимо дословное пересказывание формулировок, рекомендаций или перечисление большого количества цифр В лекции недопустимо дословное пересказывание формулировок, рекомендаций или перечисление большого количества цифр Предложения и рекомендации не следует выдавать в виде догм Предложения и рекомендации не следует выдавать в виде догм Наиболее важные положения должны подтверждаться примерами из практики, схемами, графиками Наиболее важные положения должны подтверждаться примерами из практики, схемами, графиками

Основная часть Главное внимание в каждом вопросе уделяется четкому формулированию основных определений, понятий Главное внимание в каждом вопросе уделяется четкому формулированию основных определений, понятий Работая над конспектом лекции, педагог держит в поле зрения вопрос о том, как привлечь обучаемых к активному восприятию учебного материала Работая над конспектом лекции, педагог держит в поле зрения вопрос о том, как привлечь обучаемых к активному восприятию учебного материала

Основная часть Каждый учебный вопрос необходимо заканчивать выводами Каждый учебный вопрос необходимо заканчивать выводами Они должны не только отвечать на вопросы, что сделать, но и как надо сделать Они должны не только отвечать на вопросы, что сделать, но и как надо сделать Они должны содержать в себе практические рекомендации по решению в лекции проблем Они должны содержать в себе практические рекомендации по решению в лекции проблем

Заключение Является завершением лекции Является завершением лекции Могут быть поставлены проблемные вопросы по данной теме, над решением которых необходимо работать обучаемым в дальнейшем Могут быть поставлены проблемные вопросы по данной теме, над решением которых необходимо работать обучаемым в дальнейшем В теме излагаются общие теоретические и практические выводы, даются обобщения по теме, указывается ее значение для практической деятельности обучаемых. В теме излагаются общие теоретические и практические выводы, даются обобщения по теме, указывается ее значение для практической деятельности обучаемых.

Объем лекции Конспект лекции, читаемой в течение двух учебных часов, должен иметь объем страниц машинописного текста Конспект лекции, читаемой в течение двух учебных часов, должен иметь объем страниц машинописного текста Вступление-1-2 страницы Вступление-1-2 страницы Основная часть страницы Основная часть страницы Заключение-1 страница Заключение-1 страница

Наглядность Широкое использование мультимедиа Широкое использование мультимедиа При выборе характера и количества наглядных пособий следует исходить из того, что они должны иллюстрировать наиболее важные и сложные для понимания положения лекции При выборе характера и количества наглядных пособий следует исходить из того, что они должны иллюстрировать наиболее важные и сложные для понимания положения лекции

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ 1. Познакомьтесь с темой лекции 1. Познакомьтесь с темой лекции 2. Определите место данной темы в общей программе по курсу 2. Определите место данной темы в общей программе по курсу 3. Подберите необходимую литературу по теме 3. Подберите необходимую литературу по теме 4. Определите содержание темы по различным источникам 4. Определите содержание темы по различным источникам 5. Сформулируйте цели лекции 5. Сформулируйте цели лекции

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ 6.Изучите,осмыслите материал лекции по учебнику, дополнительной литературе 6.Изучите,осмыслите материал лекции по учебнику, дополнительной литературе 7. Определите необходимые методы, приемы, средства обучения 7. Определите необходимые методы, приемы, средства обучения 8. Продумайте структуру лекции, отдельные ее этапы 8. Продумайте структуру лекции, отдельные ее этапы

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ 9. Представьте себе учебную группу, с которой вы будете проводить лекцию 9. Представьте себе учебную группу, с которой вы будете проводить лекцию Необходимо учитывать: Необходимо учитывать: Возраст Возраст Образование Образование Уровень профессиональной подготовки Уровень профессиональной подготовки Характер Характер Познавательные возможности Познавательные возможности Отношение к вам и к вашему предмету Отношение к вам и к вашему предмету

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ 10. Отработайте учебный материал применительно к данной учебной группе 10. Отработайте учебный материал применительно к данной учебной группе 11. Подберите дополнительный учебный материал 11. Подберите дополнительный учебный материал 12. Составьте план-конспект лекции, в котором отразите следующее: 12. Составьте план-конспект лекции, в котором отразите следующее: Тему Тему Цель Цель Место проведения Место проведения Время проведения Время проведения Учебно-методическое оборудование Учебно-методическое оборудование Ход занятия Ход занятия