ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ИСТОРИЯ, ПОДХОДЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ Григорьева Н.А.
Организация педагогической деятельности Дидактика Методика Технология Закономерности процесса обучения; Закономерности процесса обучения предмету; Оптимизация процесса обучения.
Основные подходы 1. «Технология- часть науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание, методы обучения и проектирующая педагогический процесс» (Г.К.Селевко). 2. «Технология- это …модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса…» (В.М.Монахов). 3. «Технология- это проектирование и осуществление системы структурированных целей, оптимальных форм, методов, средств, научно- обоснованного диагностирования, системы контроля, совокупности гарантированных результатов» (М.А.Чошанов).
Признаки технологии Диагностичное целеполагание; Результативность; Экономичность; Алгоритмируемость; Проектируемость; Целостность; Управляемость и корректируемость; Повторяемость.
Риски в создании и применении технологий Отношение к технологиям; Классно- урочная система; Психологические основания технологического процесса;
ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЕПРЕДМЕТНЫЕЛОКАЛЬНЫЕ
Интегральная образовательная технология В.В.Гузеев, 1977 г. принципы групповое обучение минимальная единица учебного процесса- блок уроков
1. Групповое обучение ПРАВИЛА: НА ЭТАПЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ; СУЩЕСТВУЕТ СТРОГО ОГРАНИЧЕННОЕ ВРЕМЯ; ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ГРУППЫ ДЛЯ ОТВЕТА НАЗНАЧАЕТСЯ ПЕДАГОГОМ; ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЗА РАБОТУ ГРУППЫ. группы Развития (МО, ОП) Поддержки (М, О, П) Выравни вания (НО,НМ)
2. Минимальная единица учебного процесса- блок уроков Вводное повторение (беседа) Изучение основного объема нового материала (лекция, объяснение, текст) Тренинг- минимум (беседа с комментарием). Изучение дополнительного объема нового материала (семинар) Развивающее дифференцированное закрепление (семинар- практикум) Домашнее задание Консультация Итоговый контроль УЧИТЕЛЬ РАБОТАЕТ С БОЛЬШИНСТВОМ; ПРОВЕРЯЮТ ТОЛЬКО ТО, ЧЕМУ УЧИЛИ.
Технология опережающего обучения модификация по технологии С.Н.Лысенковой Опережающее изучение сложных тем Комментируемое управление Опорные схемы- выводы принципы Предупреждение ошибок Дифференциация заданий опора на успешного ученика
Технология развития рефлексивного мышления принципы самостоятельная работа учащихся диалог И.Н.Щербо Рефлексия- оценка собственной деятельности
Организация дидактического процесса Опрос Изучение нового материала Закрепление «минутки разминки» Приемы квалиметрической оценки («Паучок», «Пометки на полях», «Архивариус») Незаконченное предложение или треугольник (Я-Мы- Дело)
«Методический прием- это относительно законченный элемент технологии. Это способ педагогических действий в определенных условиях. Если прием стабильно связывается с какой- либо педагогической задачей, он становится технологией…» (Прутченков,А.С. Учим и учимся, играя. М., С.20) Технология организации беседы (2 адресных вопроса- 1 безадресный; 6-9 секунд ожидания ответа) «Послушать- сговориться- обсудить» «Движение к ответу» «Слово- предложение- вопрос- ответ» «Рассказ с ошибками наоборот» и пр.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!