Учитель физической культуры Чурсин В.М.
ЦЕЛЬ: Приобщить учащихся к народным играм. ЗАДАЧИ: 1. Дать представление об игре. 2. Познакомить с правилами игры.
Историческая справка В древних русских летописях есть упоминание о народной игре-лапте. Да и среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, обнаружено немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Значит, более тысячи лет живет эта игра в народе. Еще во времена Петра I лапта была любимейшей молодецкой забавой.
п Следует отметить, что лапта – не только русская игра. У разных народов мира есть много родственных игр. Они имеют свои правила и называются по-разному: у англичан -крикет, у американцев- бейсбол, у кубинцев – пелота, у румын -ойма, у финнов -пьеса пало, у немцев – шлагбал. Норвежские археологи при раскопках находят биты для игры в лапту, которая у викингов пользовалась успехом.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛАПТЫ Первая попытка создания единых официальных правил по русской лапте была предпринята в 1926 году Высшим Советом по физической культуре при ВЦИК РСФСР. Но тогда лапта так и не была признана видом спорта, хотя ее популярность в народе была по-прежнему высока, и только в 1957 г. благодаря усилиям энтузиастов состоялось первое официальное соревнование по лапте.1958 – первый чемпионат России, 1959 – лапта включена в программу Спартакиады народов РСФСР, однако в годы развитие лапты приостанавливается. Новый импульс к развитию этой игры дало постановление Госкомспорта СССР «О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты», принятое в 1987 г.
Второе рождение лапты 1990 г. – первый официальный чемпионат России среди мужских команд в Ростове, 1994 г. –лапта включена в Единую Всероссийскую спортивную классификацию 1995 г. – разработаны новые правила. И с этого времени ежегодно проводятся чемпионаты России г.- образована Федерация русской лапты. В настоящее время лапта культивируется как игровой вид спорта более чем в 30 областях и регионах.
Площадка для игры Местом для игры может служить любая ровная площадка длиной м. и шириной м. Она делиться двумя поперечными параллельными линиями, отстоящими друг от друга на м. Площадка между этими линиями называется полем. «Город» поле «кон» Игроки Водящей команды метальщик подавальщик Игроки бьющей команды
Правила игры Играют две команды по 6-10 человек в каждой. По жребию одна из команд располагается за линией «города» и называется бьющей, а другая -водящая – располагается на поле. Один из игроков бьющей команды «метальщик» - ставиться на линию «города» и бьет лаптой по мячу, подбрасываемому «подавальщиком». После удачного удара «метальщик» оставив биту, бежит через поле за линию кона и, если успевает, то обратно в черту «города».В это время игроки водящей команды, овладев мячом, стараются попасть им в бегущего, который пытается увернуться от мяча. Если удар по мячу не удачный и мяч упал близко или «метальщик» промахнулся, то он отходит обратно за линию «города» и ждет лучшего удара следующего игрока, после чего делает перебежку один или с другими игроками своей команды. Если в момент перебежки игрок окажется «запятнанным», то все игроки водящей команды бегут в «город»,и команды меняются ролями. Однако пока водящие бегут в «город», бьющая команда, в свою очередь, имеет возможность отыграться, «запятнав» кого-нибудь из игроков бьющей команды находящихся в поле. Таким образом за обладание «городом» идет упорная борьба. Когда какой- нибудь команде удается скрыться в «городе» «незапятнанной», игра продолжается дальше. За каждого игрока, сделавшего перебежку в оба конца не будучи «запятнанным», команда «города» получает два очка. Победителем считается команда, набравшая большее количество очков.
Популярность лапты – в ее достоинствах: Не требует дорогостоящих принадлежностей (инвентарь можно изготовить самостоятельно) Не требует фундаментально оборудованных площадок. Можно играть на открытых площадках и в условиях спортивного зала. Доступна людям любого возраста. Основу игры составляют бег, прыжки, метание мяча, ловля, удары битой и игровая ориентировка. Она формирует выносливость тела, точность удара, меткость глаза.
Информационные источники Володченко В.Ю., Юмашев В.Б. Выходи играть во двор. Школа. Физкультура и спорт. Жуков М.Н. Подвижные игры. Учебник для студентов педагогических вузов. –М.: Издательский центр « Академия», Бабушкин В.Г. Специализация в спортивных играх.