Мир «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Мир «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Цели урока - Анализ первой части романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». - Работа с художественным текстом (анализ эпизода).
На уроке использованы иллюстрации ИЛЬИ ГЛАЗУНОВА
Я всматриваюсь и вдумываюсь в эти события, стараюсь понять, каким образом они вытекают одно из другого, стараюсь объяснить себе, насколько они находятся в зависимости от общих условий жизни. Д.Н.Писарев
Повторение пройденного Опишите петербургские трущобы Опишите петербургские трущобы - будничные кошмары; - описание «дворов- колодцев», домов, комнат- «гробов».
Что мы узнаём о герое из первой главы?Что мы узнаём о герое из первой главы? Он беден. «…он был задавлен бедностью». «Вышел из своей каморки»(шкаф, гроб). Состояние. «…он был в раздражительном и напряженном состоянии…», бормотал что-то про себя. Детали. Шляпа («слишком приметная шляпа»- «запомнят ан и улика»). - Совершает какую-то пробу.
Опишите Алену Ивановну. Портрет. «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками…» Род занятий. Какой вывод делает Раскольников после посещения процентщицы? «Как все отвратительно! На какую грязь способно, однако, мое сердце!»
Что добавляет встреча с Мармеладовым к образу Родиона?Что добавляет встреча с Мармеладовым к образу Родиона? Какой вывод делает Раскольников после встречи с Мармеладовым? Какой вывод делает Раскольников после встречи с Мармеладовым? «Ко всему-то подлец- человек привыкает»
Какое впечатление производит письмо матери на героя?Какое впечатление производит письмо матери на героя? «Письмо дрожало в руках его!», «…ты один у нас…» «Письмо дрожало в руках его!», «…ты один у нас…» К какому итогу приходит Родион?К какому итогу приходит Родион? «Не хочу я вашей жертвы…Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать!» «Не хочу я вашей жертвы…Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать!»
Анализ сна Раскольникова Родион Раскольников погружается в мир своего детства. Каким открывается перед нами душевный мир семилетнего ребёнка? Какие события происходят в эпизоде? Что необычного находим у кабака? О чём говорит этот сон? Почему именно такой сон, по замыслу Достоевского, приснился Раскольникову?
Вывод Символический смысл сна: в образе клячи сосредотачиваются образы всех замученных людей. Сон многозначителен. Здесь протест против убийства, бессмысленной жестокости, сочувствие чужой боли. Всё это свидетельствует о тонкой доброй душе героя. Сон – символ существующих порядков. Несправедлива жизнь, груба, жестока: её хозяева-седоки, едут, погоняя несчастных кляч, издеваются над ними, если захотят – то могут и убить.