Система уроков по теме: «Морфология. Имя существительное». Использование ИКТ при изучении темы «Имя существительное»
«В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем». (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»)
«Имя существительное – хлеб языка» Л.Успенский Имя существительное одна из основных. знаменательных частей речи, выражающая значение предметности обозначающая как собственно предметы (ср.: книга, стол, окно), так и качества, действия, состояния… Поэтому существительное самая частотно употребляемая часть речи. Как и все разделы русского языка, существительное тесно связано и с фонетикой, и с орфографией, и с культурой речи.
Цели и задачи Цели педагогической деятельности: - повышение эффективности обучения; - развитие познавательного интереса; - стимулирование самостоятельной деятельности учащихся по поиску информации; - расширение объема предъявляемой информации. Задача педагогической деятельности: -создать условия для всестороннего развития личности обучающихся, раскрытия и реализации их нравственного, духовного и интеллектуального потенциала
Ожидаемые результаты Ожидаемые результаты использования современных образовательных технологий: - повышение качества знаний учащихся: ученики должны знать, что обозначает имя существительное, знать постоянные и непостоянные признаки существительных; уметь рассказать об имени существительном в форме научного описания; - уметь определять морфологические признаки существительных; определять их синтаксическую роль; - уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, одним из условий выбора которых является принадлежность к имени существительному; - воспитание познавательной активности обучающихся; - формирование умения работать с дополнительной литературой, используя возможности ИКТ.
Методы и формы организации деятельности Метод стимулирования интереса к предмету изучения Исследовательский метод Метод проблемного обучения Фронтальная беседа Индивидуальная работа по карточкам Работа с нетбуками Комментированное письмо Задания творческого характера Использование ресурсов Интернет: интерактивные карточки, мультимедиа-уроки Представление компьютерных презентаций Лингвистический анализ текста
Поурочное планирование Урок 1-2 Повторение изученного в 5 классе 2 часа Урок 3-4 Разносклоняемые имена существительные 2 часа Урок 5 Несклоняемые имена существительные Урок 6 Род несклоняемых имен существительных Урок 7 Имена существительные общего рода Урок 8 Морфологический разбор имени существительного Урок 9 Контрольный диктант Урок 10 Р/Р Сочинение «Первый раз в…» (упр. 236) Урок Не с существительными 2 часа Урок Буквы Ч и Щ в суффиксах ЧИК-/ЩИК- 2 часа Урок 15 Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК. Словарный диктант Урок Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных 2 часа Урок 18 Р/Р Описание помещения по личным впечатлениям повествовательного характера Урок Повторение изученного по теме «Имя существительное» Тест по теме «Имя существительное» 2 часа Урок 22 Контрольный диктант
Примеры использования ИКТ на уроках русского языка Тема: Повторение изученного в 5 классе Имя существительное изучается и в начальной школе, и в 5 классе, и у учащихся ослабевает интерес к изучению этой темы, так как им кажется, что ничего нового они не узнают, поэтому после повторения изученного на втором уроке я предлагаю им стартовую презентацию. Какую часть речи можно назвать хлеб языка.ppt
Тема: Разносклоняемые имена существительные. На первом уроке по теме при повторении падежей имен существительных ученица представляет свою работу по теме «Сколько падежей было в русском языке»; Сколько падежей было в русском языке.ppt В начале следующего урока проводится небольшая проверочная работа с использованием нетбуков. Распредели в три столбика.doc
Тема: Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. На уроке используется элемент занимательности. На экранах нетбуков дано шуточное стихотворение А. Хайта. Уч-ся получают задание выписать существительные, употребив их в нужной форме. Как-то рано поутру Бродит-бродит по шоссе, С другом сели мы в метру Носит в сумке шимпанзе. И поехали в метре Кенгуру в кафу зашел, Фильм смотреть о кенгуру. Занял там свободный стол Вот сидим мы с ним в кине И сидит за доминой Без пульта и без кашне, С шимпанзой и канадой. А, вернее, я и ты Вдруг огромный обезьян Без кашне и без пульты. Стал играть на фортепьяно, Любит кины детвора, Тут и взрослый, сняв песню, Если в кинах кенгуру Хохотал на всю кино.
Тема: Не с существительными Интерактивный тест «Правописание не с существительными». Тест.xls
Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксах ЧИК-/ЩИК «Немой диктант». Картинки демонстрируются с помощью медиа-проектора
Урок по теме «Существительные общего рода» Тип урока: Урок усвоения и закрепления новых знаний Цели и задачи: -углубить представления учащихся о категории рода имен существительных; - развивать умение согласовывать прилагательные с существительными общего рода; - стимулировать творческие способности детей; - воспитывать уважение к слову.
1. Оргмомент (1 мин) 2. Вступительное слово учителя (3 мин) 3. Актуализация знаний учащихся Повторение темы «Род имен существительных» (6 мин) Для повторения используются нетбуки. Учащиеся получают задание распределить слова в три столбика, определив их род.. -Какие слова не вошли ни в одну группу? ЖЕНСКИЙ РОД МУЖСКОЙ РОД СРЕДНИЙ РОД.doc 4. Объяснение нового материала с использованием Мультимедиа-урока существительные общего рода.htmсуществительные общего рода.htm 1-ая часть (3 мин) 5. Закрепление а) упр. 229; (8 мин) ая часть(3 мин) 5.1 закрепление б) упр.231. (9 мин) 5. Обогащение словарного запаса учащихся (8 мин) Кроссворд из слов общего рода 6. Подведение итогов урока, домашнее задание (3 мин) Домашнее задание: написать сказку о существительных общего рода
Используемая литература Русский язык 6 класс М.Т.Баранов и др. Москва, «Просвещение», 2010 год Контрольные и проверочные работы по русскому языку Л.А.Солодовникова Москва, «Экзамен» 2010 год Н.С.Будакова «Материалы и рекомендации по аттестации». Н.Новгород, Т.П.Лозинская «Русский язык… Это интересно!» М., «Московский лицей», Брянск, Ресурсы Интернет