Играя, развиваем речь Презентацию подготовил учитель-дефектолог Л.Г. Морозова Мы всех вас пригласили на встречу в детский сад. Нам очень нужно с вами союзниками стать. Различные вопросы мы будем обсуждать. И деткам нашим вместе мы станем помогать. Сегодня мы собрались один вопрос решить, Что делать, чтоб ребенка научить правильно, говорить?
Развитие речи – это … Воспитание звуковой культуры речи. Воспитание звуковой культуры речи. Обогащение активного и пассивного Обогащение активного и пассивного словарного запаса. словарного запаса. Формирование грамматического строя речи. Формирование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Развитие связной речи.
Воспитание звуковой культуры речи. Речевой слух – умение слышать и выделять звуки родного языка Звукопроизношение наиболее сложные звуки: - свистящие (С, Сь, З, Зь, Ц); - шипящие (Ш, Ж, Щ); - - звук Ч; - сонорные (Л, Ль, Р, Рь)
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Гимнастика проводится ежедневно по 5 минут. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом. Каждое упражнение выполняется по 5 раз. Упражнения выполняются после показа взрослого. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.
Обогащение активного и пассивного словарного запаса Обогащение активного и пассивного словарного запаса Существительные Существительные – Д/И «Кто больше назовет…» Глаголы Глаголы – Д/И «Что можно делать с …» Прилагательные Прилагательные – Д/И «Побери словечко: какая, какой?» Словарь обобщающих понятий Словарь обобщающих понятий - Д/И «Назови общим словом (словами)» Словарь антонимов Словарь антонимов – Д/И «Скажи наоборот» Родственные слова Родственные слова - Д/И «Слова - родственники»
Формирование грамматического строя речи. Формирование грамматического строя речи. Согласование слов в роде Согласование слов в роде – Д/И «Про что можно сказать красивый, красивая, красивые, красивое » Образование уменьшительно – ласкательных форм Образование уменьшительно – ласкательных форм – Д/И «Назови ласково» Согласование слов в числе Согласование слов в числе: Д/И «Один - много» (отдельные слова -----сочетания слов)
Развитие связной речи. Развитие связной речи. Чтение литературных произведений детям Пересказ прочитанный произведений Придумывание концовки произведений Обсуждение прочитанного Придумывание собственной сказки по иллюстрациям в книге, по сюжетной картине Составление рассказов и пересказов по сериям сюжетных картин
Основания для беспокойства должны быть если… К 3 годам у ребенка отсутствует речь; Ребенок воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его; переставляя слоги местами; Не строит из накопленных слов предложений; Не пользуется в речи различными частями речи; Грамматическое оформление предложения грубо искажено; В 5 лет отмечаются стойкие нарушения звукопроизношения
Где можно получить помощь, консультацию В поликлинике на приеме у невропатолога и логопеда; В детском саду, обратившись за консультацией к воспитателям, учителю-логопеду; учителю – дефектологу; В Городской психолого-медико- педагогической консультации
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА Что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? Движения пальцами приводят к возбуждению речевых центров головного мозга, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи; Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность детей.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!