Информатика стала развиваться с середины XX столетия, когда появились специальные устройства – КОМПЬЮТЕРЫ, ориентированные на хранение и преобразование информации. С информацией люди оперировали уже задолго до появления компьютеров. Конторские счеты Механические устройства (арифмометры) Счетные электрические клавишные машины и мн.другие приборы были нацелены на решение тех задач, которые в полном объеме стали реализовываться в компьютерах.
Это знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности. Поэтому возникли и широко используются различные специальные языки программирования как средство для общения человека с компьютером. Языки программирования являются искусственными языками, в которых синтаксис и семантика строго определены и обеспечивают однозначное толкование всех выражений. Язык программирования, предложения которого выражают машинные команды, «понятные» только компьютеру, называется языком машинных команд.
Это машинно-зависимый язык, реализующий набор машинных команд, заложенных в центральный процессор конкретного компьютера. Поэтому программа, написанная на Ассемблере одного компьютера, не будет работать на компьютере другого типа. Языки программирования высокого уровня являются машинно- независимыми. Одна и та же программа, написанная на таком языке, может работать на компьютерах разных типов. Использовать языки программирования высокого уровня для написания программ очень удобно, однако компьютер не может обрабатывать команды и данные до тех пор, пока они не будут представлены последовательностью нулей и единиц (машинными кодами).
Перевод программ, записанных на каком-либо языке программирования, в машинные коды осуществляется специальной служебной программой - транслятором (от translate-переводить). В настоящее время известны 2 вида трансляторов – компилятор и интерпретатор, которые отличаются способом выполнения перевода.
Компилятор читает ВСЮ программу целиком, делает ее перевод и создает законченный вариант на машинном языке, который затем загружается в компьютер и выполняется.
Интерпретатор переводит и выполняет программу СТРОКА ЗА СТРОКОЙ.
После того как программа откомпилирована, ни сама исходная программа, ни компилятор больше не нужны. В тоже время программа, записанная на интерпретируемом языке, должна интерпретироваться перед каждым выполнением. Поэтому откомпилированные программы работают быстрее, но интерпретируемые проще исправлять и модифицировать. Иногда для одного языка имеется и компилятор, и интерпретатор. В этом случае для разработки и тестирования программ можно воспользоваться интерпретатором, а затем откомпилировать отлаженную программу (создать так называемый исполняемый модуль), чтобы повысить скорость ее выполнения.
Языки программирования высокого уровня появились в конце 50-х годов. К числу первых алгоритмических языков, получивших достаточно широкое распространение, относятся ФОРТАН 1954 г. (FORTRAN от FORmula TRANslation, "трансляция формул"), который создавался программистами фирмы IBM, специально для работы с формулами, используемыми в математике и в других научно-технических дисциплинах.
Третий язык программирования высокого уровня АЛГОЛ (ALGOL от ALGOrthmic Language, "алгоритмический язык"). Первые сведения о нем были опубликованы в 1958 г., но как стандарт языка он был утвержден в 1960 г. Алгол получил довольно широкое признание в нашей стране.
Вторым широко распространенным языком программирования высокого уровня стал КОБОЛ (Common Business Oriented Language – общий язык, ориентированный на экономические задачи). Он был разработан совместными усилиями специалистов военного ведомства США и фирм, производящих компьютеры.
Особое место в программировании занимает БЕЙСИК (Beginner's All-purpose Symbolic Instruction Code - «универсальный символический код для начинающих») В 1964 г. Томас Курц и Джон Кемени из Дартмутского колледжа написали простой и легкий в изучении язык, моделируемый на Фортане. Предполагалось, что основным предназначением Бейсика будет обучение основам программирования. Однако, в скором времени Бейсик завоевал невероятную популярность не только у начинающих программистов, но и у профессионалов и в дальнейшем стал основным языком микроЭВМ и ПК.
Язык программирования Pascal был назван в честь французского учёного Блеза Паскаля, который еще в 1642 г. изобрел первую механическую счётную машину. Она представляла собой систему взаимодействующих зубчатых колёсиков, каждое из которых соответствовало одному разряду десятичного числа и содержало цифры от 0 до 9. Когда колёсико совершало полный оборот, следующее сдвигалось на одну цифру. Машина Паскаля была суммирующей машиной.
Язык программирования Паскаль был разработан профессором, директором Института информатики Швейцарской высшей политехнической школы Николаусом Виртом в гг. как язык обучения студентов программированию.
С тех пор Паскаль становился всё более и более популярным, причем не только, как язык для обучения принципам программирования, но и как средство создания достаточно сложного программного обеспечения. В своем первоначальном виде Паскаль имел довольно ограниченные возможности, но расширенный вариант этого языка – Turbo Pascal является мощным языком программирования.
Интегрированная среда Turbo Pascal-7.0 Огромную роль в массовом распространении Паскаля сыграла компания Borland International. Она сумела создать знаменитую Turbo - среду разработки. Это был огромный шаг вперед в облегчении процесса программирования. Turbo в переводе с английского сленга означает ускорение. Компилятор, входящий в состав Turbo Pascal очень быстро переводит программу с языка программирования в машинные коды.
Интегрированная среда Turbo Pascal-7.0 В состав интегрированной среды входят : Текстовый редактор Компилятор Отладчик Справочная система Среда выполнения программы
Основные средства языка Символы языка - это элементарные знаки, используемые при составлении текстов. Алфавит языка - набор таких символов. Алфавит языка Turbo Pascal 7.0 включает : все латинские прописные и строчные буквы арабские цифры (0 – 9) символы + - * / =,. ; : _ ( ) { } и др. служебные ( зарезервированные ) слова
Структура программы 1. Заголовок программы 2. Раздел описаний 3. Тело программы Любая программа на Паскале имеет определенную структуру :
В ПАСКАЛЕ ЭТО ВЫГЛЯДИТ ТАК program ; const …;{константы} var …; {переменные} begin … {основная программа} end. program ; const …;{константы} var …; {переменные} begin … {основная программа} end. { процедуры и функции } комментарии в фигурных скобках не обрабатываются
Из чего состоит программа? Константа – постоянная величина, имеющая имя. Переменная – изменяющаяся величина, имеющая имя (ячейка памяти). Процедура – вспомогательный алгоритм, описывающий некоторые действия (рисование окружности). Функция – вспомогательный алгоритм для выполнения вычислений (вычисление квадратного корня, sin).
Имена программы, констант, переменных Имена могут включать латинские буквы (A-Z) цифры знак подчеркивания _ заглавные и строчные буквы не различаются Имена НЕ могут включать русские буквы пробелы скобки, знаки +, =, !, ? и др. имя НЕ может начинаться с цифры Какие имена правильные?? AXby R&B 4Wheel Вася PesBarbos TU154 [QuQu] _ABBA A+B
Среда программирования Turbo Pascal 7.0 Закрывающая кнопка Имя файла Номер окна Кнопка масштабирования Полосы прокрутки Номер редактируемой строки Номер позиции в строке