ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ Грамматические значения слов Способы и средства их выражения Грамматическая форма Выполнили: Касымова Г. Цой Ю. Файзиева З.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные понятия морфологии. 1. Словоформа, лексема и парадигма. Словоформа - конкретно наблюдаемое слово в контексте. Словоформа - конкретно наблюдаемое.
Advertisements

Синтаксис изучает строение и значение словосочетаний и предложений Словосочетание – это группа самостоятельных (знаменательных) слов, объединенных по смыслу.
Имя существительное Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Бывают собственными или нарицательными, одушевленными.
Существительное Прилагательное Местоимение Числительное Союз ЧастицаПредлог Наречие Деепричастие Глагол Причастие.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Лекция 6 Грамматическое значение и способы его выражения.
Знаменательные части речи 1.Имя существительное 2.Имя прилагательное 3.Имя числительное 4.Местоимение 5.Глагол 6.Причастие 7.Деепричастие 8.Наречие. 9.Категория.
СОДЕРЖАНИЕ Самостоятельные части речи Самостоятельные части речи Имя существительное Имя существительное План морфологического разбора
Следовательно, имя существительное- самостоятельная часть речи, которая: Обозначает предмет в широком смысле слова и отвечает на вопрос кто? или что?
Составное именное сказуемое 8 класс 8 класс Презентация Погребняк Н.М.
Русский язык. Содержание Морфемика Морфемика Морфемика Приставка Приставка Приставка Корень Корень Корень Суффикс Суффикс Суффикс Основа Основа Основа.
Русский язык.3 класс Светлова Т.О.
Виды связи в словосочетаниях. Согласование подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках. Главное.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВИДЫ РАЗБОРА. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ 1. Прочитай слово 2. Выдели в слове окончание 3. Выдели основу 4. Выдели в слове корень.
ЭСПЕРАНТО esperanto
Классификация словосочетаний. Словосочетание Словосочета́ние это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически,
Морфемный состав слова. Морфемный состав слова. Слова состоят ( или могут состоять ) из приставки, корня, суффикса, окончания. приставки корня суффикса.
ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия» Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Куадже Ася Шумафовна г. Майкоп, 2013.
Повторение изученного по теме " Глагол " в 6- м классе.
Что такое подлежащее? Подлежащее – главный член предложения, называющий то, о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
Транксрипт:

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ Грамматические значения слов Способы и средства их выражения Грамматическая форма Выполнили: Касымова Г. Цой Ю. Файзиева З. 301-Рт

План Опорные слова Вспомогательные вопросы Теория 1. Грамматические значения слов 2. Средства выражения грамматических значений слова 3. Грамматическая форма 4. способы выражения грамматических значений слова Практические задания Тесты

Опорные слова Слово Грамматическое значение Средства выражения Грамматические показатели (окончание, формообразующие суффиксы и префиксы, ударение, чередование звуков, предлоги, интонация, вспомогательные слова) парадигма Грамматическая форма Форма слова – словоформа Способы выражения: аналитический синтетический супплетивный

Вспомогательные вопросы Дайте определение «грамматическому значению слова» Что такое «с л о в о »? Какие существуют способы выражений грамматических значений слова? Дайте определение « ф о р м е с л о в а »

Вспомогательные вопросы Назовите средства выражения грамматических значений слова. При помощи чего образовалась аналитическая форма слова? Что такое « п а р а д и г м а »? При помощи чего образовался супплетивный способ?

Грамматические значения слов Слово - основной объект морфологии Слово - это сложное единство лексического и грамматического значения. например: слово лампа обозначает «осветительный или нагревательный прибор различного устройства». Это его лексическое значение. А его грамматические значения- женский род, Именительный падеж, единственное число

Грамматическое значение- это абстрактное значение, отвлеченное от лексического содержания слова и присуще целому классу слов например: - Значения женского рода, единственного числа, именительного падежа объединяют слова лампа, вода, рыба, комната, мысль и др.,которые не имеют ничего общего в своих лексических значениях. - Бегу, лечу, прочту, подниму, пишу- обозначают разные процессы, но все они выражают грамматические значения 1-го лица, единственного числа.

Грамматические значения неодиночный. Одно грамматическое значение обязательно предполагает наличие другого, однородного и соотносительного с ним. например: - значение единственного числа предполагает множественное число (птица-птицы) - значение несовершенного вида выступает в паре со значением совершенного вида (снядь - снимать)

Грамматические значения не изолированы от лексических. Они как бы наслаиваются на лексические (реальные, вещественные) значения слов и опираются на них. Их нередко называют сопутствующими. например: - грамматические значения рода, числа, падежа в существительном книга сопутствуют его лексическому значению. - грамматические значения 3-го лица, единственного числа, несовершенного вида в глаголе рисует базируется на его лексическом значении.

Средства выражения грамматических значений слова Грамматические значения выражаются при помощи различных средств (грамматических показателей): 1. Окончаний 2. Формообразующих суффиксов и префиксов 3. Ударения 4. Чередования звуков 5. Предлогов 6. Интонации 7. Вспомогательных слов

С помощью окончания выражается Значение рода, числа и падежа имен существительных, прилагательных, причастий, местоимений : голуб-ое неб-о, голуб-ого неб-а; летящ-ая птиц-а, летящ-ей птиц-ы; наш-а школ-а, наш-у школ-у. Значение падежа числительных : дв-а, дв-ух, дв-ума. Значение числа, лица и рода глагола : сиж-у, сид-ишь, сид-яд.

Суффиксальным путем образуются Форма прошедшего времени глагола: дума-л, виде-л, паха-л. Формы видов: узнать- узна-ва-ть, записать – запис-ыва-ть. Формы сравнительной и превосходной степени прилагательных: белый-бел-ее, редкий-редч-айш-ий

Суффиксальным путем образуются: В некоторых разрядах имен существительных суффикс совместно с окончанием выражает значение множественного числа: муж- муж-j-а. В существительных, обозначающих детей и детенышей животных, значение единственного числа, кроме окончания передается при помощи суффикса - нок(ёнок-); а множественного числа- -ат(яд-): зайчонок-зайч-ат-а

Постфиксальным путем образуются Формы залога: мыть- мыться, катать кататься

Префиксальным путем образуются: Формы превосходной степени прилагательных: лучший- наи-лучший. Формы совершенного вида глаголов : чертить- на-чертить(картину)

Ударение Ударение как грамматическое средство обычно выступает совместно с аффиксами. При помощи ударения различаются, например: а) формы ед.ч. род. пад. и мн.ч. им. пад. существительных: дел-а нет и дел-а идут хорошо. б) формы видов: насыпать- насыпать

Чередование звуков Чередование звуков, как и ударение, обычно является лишь дополнительным средством различения грамматических значений. Оно сопровождают аффиксацию, например: освет-и-ть- освещать(т-щ),охлад-и-ть-охлажд-а-ть (д-жд)

Предлоги Широко используются для выражения падежных значений имен существительных, числительных и местоимений. Обычно выступают вместе с окончаниями: у дом-а, к дом-у, на дом

Предлоги и неизменяемые существительные Падежные значения неизменяемых существительных предлоги выражают самостоядельно(без окончаний): пообедал в кафе, вышел из кафе. В выражении падежных значений участвуют не только предлог, но и управляющее слово, вся модель словосочетания: зайти в кафе- сидеть в кафе;сесть за пианино-сидеть за пианино.

Управление С помощью управления выражено падежное значение существительных в предложениях: я доволен (чем?) пальто (тв.п.). На нашей улице нет кофе (род.п.)

Интонация Активную роль играет интонация в передаче разнообразных оттенков значения повелительного наклонения: сиди, не шевелись. Встань! Сядь! Основная область применения интонации для выражения грамматических значений- синтаксис.

Вспомогательные слова Т.е. не обладающие своим лексическим значением, обслуживают грамматические потребности полнозначных слов. - С помощью формообразующих частиц образуются формы повелительного наклонения: Пусть молчит! и сослагательного наклонения: отдохнул бы; -С помощью вспомогательных глаголов формы будущего сложного: буду стараться; -С помощью наречий и прилагательных формы сравнительной и превосходной степени : более чистый, менее чисто; самый красивый; наименее красивый

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ФОРМА В традиционной грамматике этот термин употребляется в двух значениях: -им часто обозначают языковые средства, служащие для выражения грамматических значений -он применяется как синоним термина «форма слова, или словоформа»

Формы слова -(грамматические формы слова, просто грамматические формы). Это разновидности одного и того же слова, тождественные лексически и противопоставленные друг другу по своим грамматическим значениям. Например: пишу, пишешь, пишет, пишем...-формы глагола писать.

Формы слова Например: пишу, пишешь, пишет, пишем...- формы глагола писать. Они имеют одно и то же лексическое значение, обозначают один и тот же процесс(действие), но отличаются друг от друга грамматическими значениями.

Формы слова Каждую грамматическую форму слова называют также словоформой. Словоформа- это конкретный «представитель» слова в речи. Таким образом, с л о в о (л е к с е м а) - это совокупность грамматических форм, или словоформ.

Формы слова Например: В состав форм существительного река входяд река, реки, реке, реку, рекой, (о) реке; ре ки, рек, рекам, реками, (о)реках. Не все слова имеют такой богатый набор словоформ. Например: числительное с о р о к имеет омонимичные словоформы: с о р о к для выражения значений именительного и винительного падежей и с о р о к а для выражений значений остальных падежей.

Парадигма - Это упорядоченная совокупность (или система) грамматических форм слова называется парадигмой. Парадигму имеют только изменяемые слова.

Способы выражения грамматических значений слова Синтетический Аналитический Супплетивный

Синтетический способ Выражается при помощи средств в самом слове. К таким средствам относядся окончания, формообразующие суффиксы, префиксы, чередование звуков, ударение.

Аналитический способ Выражается при помощи средств, находящихся вне самого слова. К таким средствам относядся предлоги, вспомогательные слова: буду работать, в колхозе –одновременно участвуют и аналитическое (предлог в ), и синтетическое (окончание –е ) средство.

Аналитический способ С помощью вспомогательных слов образуются аналитические формы слова. Они состояд из двух компонентов: 1. Основной -носитель лексического значения слова 2. Вспомогательный –служит для выражения грамматического значения. Например: буду читать лексическое значение слова выражает основной компонент читать, а грамматическое значение буду.

Аналитические формы -аналитические формы слова входяд в его парадигму вместе с синтетическими формами. например: в парадигму глагола любить входяд не только люблю, любил, люби…, но и буду любить, будешь любить, любил бы… В парадигму прилагательного честный входяд честная, честной, честен…и самый честный, наиболее честный и т.п.

Аналитический способ к аналитическому способу относядся все случаи выражения грамматических значений при помощи синтаксических средств, т.е. средствами контекста, окружающих слов. например: красивое кашне закрывало его шею. Значение среднего рода неизменяемого слова кашне выражено употреблением прилагательного красивое и глагола закрывало в форме среднего рода.

Аналитический способ При помощи контекстуальных средств дифференцируются значения мужского и женского рода и существительных общего рода: например: Пришла твоя любимая Женя- Пришел твой любимый Женя. Он такой неряха –Она такая неряха.

СУППЛЕТИВНЫЙ СПОСОБ Выражается при помощи форм, имеющих разные корни. например: человек (ед.ч.)-люди(мн.ч.), говорить(несов.вид) –сказать(сов.вид), иду(наст.вр.) – шел(пр.вр.), хороший –лучший(ср.степень).

Практические задания 1. Определите лексическое и грамматическое значения слов: зеркало, вода, читал, ножницы, машина, красного, такая неряха, наступила. 2. Определите грамматические значения класса слов: -беги, прочти, возьми, лети, вытри, купи; -лежу, смотрю, вижу, глажу, прочту.

Практические задания 3. Определите с помощью каких грамматических показателей выражаются грамматические значения слов: сидела, сидели бы, редчайший, кататься, братья, зядья, белее, у дома, наименьший, охлаждать. 4. Приведите примеры слов, в которых грамматические значения выражены при помощи вспомогательных слов и при помощи управления.

Практические задания 5. Какие слова входяд в состав форм: существительного –река, белый, суп, сорок, три, писать, ходить. 6. Определите способы выражений грамматических значений: буду любить, добрее всех, человек-люди, красивое кашне, ругал, зима, города, два, пусть говоряд, хороший- лучше.

Практические задания 7. В данных аналитических формах слов выделите основной и вспомогательный компоненты. Объясните. буду любить, будешь читать, будем учиться.

тесты 1. Абстрактное значение, отвлеченное от лексического содержания слова и присуще целому классу слов –это.. А.грамматическое зн-е Б. категориальное зн-е В.лексическое зн-е Г. падежное зн-е 2. Назовите средства выражения грамматических значений. А. окончание, ударение Б. вспомогательные слова, ударение В. интонация, предлоги Г. все ответы верны

3. Каким путем образуются формы превосходной степени прил-х и совершенного вида глаголов? А. префиксальным Б. интонацией В. окончанием Г. суффиксальным 4. Назовите дополнительное средство различения грамматических значений.. А. чередование звуков Б. суффиксация В. окончание В. префиксация 5. Р азновидности одного и того же слова, тождественные лексически и противопоставленные друг другу по своим грамматическим значениям –это… А. формы слова Б. грамматические показатели В. категории Г. парадигмы

6. Назовите пособы выражения грамматических значений слова… А. аналитическ., синтетическ. Б.супплетивн., суффиксальн В. Синтетическ., суффиксальн. Г.аналитич., суффиксальн 7. Какой способ выражается при помощи средств в самом слове? А.аналитический Б.супплетивный В.синтетический Г.суффиксальный 8. Какой способ выражается при помощи средств, находящихся вне самого слова ? А.аналитический Б.супплетивный В.синтетический Г.суффиксальный

тесты 9. Какой способ выражается при помощи форм, имеющих разные корни? А.аналитический Б.супплетивный В.синтетический Г.суффиксальный 10. Из скольки компонентов состояд аналитические формы слова? А. 2 Б. 2 В. 3 Г. 4