Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе
Признаки индивидуального здоровья Специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов Показатели роста и развития Текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития Уровень морально-волевых и ценностно- мотивационных установок
Здоровый образ жизни 1 Благоприятное социальное окружение 2 Духовно-нравственное благополучие 3 Оптимальный двигательный режим (культура движений) 4 Закаливание организма 5 Рациональное питание 6 Личная гигиена 7 Отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ) 8 Положительные эмоции
Здоровьесберегающая технология 1 Условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания) 2 Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями) 3 Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка 4 Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим
Типы технологий 1 Здоровьесберегающие 2 Оздоровительные 3 Технологии обучения здоровью 4 Воспитание культуры здоровья 5 Внесубъектные 6 Предполагающие пассивную позицию учащегося
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать: 1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете) 2) число видов учебной деятельности: (норма – 4-7 видов за урок) 3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности (ориентировочная норма – 7-10 минут) 4) число видов преподавания: (норма – не менее трех) 5) чередование видов преподавания: (норма – не позже чем через минут) 6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся 7) место и длительность применения ТСО 8) позы учащихся, чередование поз
9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке: (норма – на минут урока по 1 минутке) 10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке 11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни 12) психологический климат на уроке; 13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.; В конце урока следует обратить внимание на следующее: 14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более %; 15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. 16) темп и особенности окончания урока