В начале XVII века страшное смутное время настало в России... Под именем убиенного царевича Дмитрия объявился первый самозванец Гришка Отрепьев, беглый монах Чудова монастыря. Едва успели расправиться с Гришкой, как в Россию со всяким вооруженным сбродом нагрянул второй Лжедмитрий, получивший в народе прозвище Тушинский вор. Приходилось воевать то с поляками, то с литовцами, то со шведами. Русские люди без государя были как сироты, лишившиеся отца, они оказались беззащитными перед лицом многочисленных напастей. Москва лежала в руинах. Многие русские города были разрушены и сожжены. Разорённая страна нуждалась в православном государе, который объединил бы все патриотические силы страны.
21 февраля 1613 года Красная площадь, заполненная многоликой толпой, волновалась и шумела. Сюда, в первое воскресенье Великого поста, на Собор съехались выборные люди всех чинов и сословий от разных городов и волостей России.
Отовсюду слышалось: «Михаила Федоровича Романова на царство! Его хотим видеть государем Московским и всея Руси!» -«Коли такова воля народа, так тому и быть!» - провозгласили отцы Церкви с Лобного места. Тут же все, от бояр до казаков и стрельцов, принесли присягу на верность государю Михаилу Федоровичу. От всего Земского Собора снарядили посольство, которое выехало в Кострому к юному Михаилу
Перестала отныне Россия быть сиротой, появился у нее царь- батюшка. Долго в тот день звонили колокола всех кремлевских церквей и плыл над белокаменной Москвою малиновый звон. В Успенском соборе отслужили молебен и провозгласили многолетие новому царю.
Весной 1613 года совершил свой подвиг крестьянин Костромской губернии Иван Осипович Сусанин, уроженец села Домнино. Весной 1613 года совершил свой подвиг крестьянин Костромской губернии Иван Осипович Сусанин, уроженец села Домнино.
Михаил вместе с матерью, принявшей монашеский сан, великой старицей инокиней Марфой в это время жил в костромской вотчине Романовых – селе Домнине. Инокиня Марфа (урожденная Ксения Ивановна Шестова)
На Костромскую землю пришли поляки с целью погубить избранного всем миром русского царя, но сбились с пути.
Недалеко от села Домнина, в деревне Деревище им случайно встретился Иван Сусанин.
Перед уходом он послал своего зятя Богдана Сабинина к царю, предупредив об опасности. До Домнина, где был Михаил Фёдорович оставалось не более версты. Сусанин был умён и сметлив, он догадался о намерениях врагов и согласился быть их проводником.
Притворное простодушие крестьянина обмануло поляков, и они поверили ему.
А Иван Осипович завел в польский отряд противоположную сторону, в дремучие леса, где никогда никто не проходил и долго водил их там, уверяя, что сбился в темноте с тропинки.
Только утром он раскрыл полякам свой обман и несмотря на жестокие пытки не выдал места убежища царя.
И был изрублен поляками «в мелкие куски».
Так героически погиб русский патриот, но вместе с ним и польский отряд.
Так описывается подвиг Ивана Сусанина в книге «Трёхсотлетие Дома Романовых»
«Куда ты завёл нас!» - лях старый вскричал. «Туда, куда нужно! – Сусанин сказал. – Убейте! Замучьте! – моя здесь могила! Но знайте и рвитесь: я спас Михаила! Предателя, мнили, во мне вы найти: Их нет и не будет на русской земли! В ней каждый Отчизну с младенчества любит И душу изменой свою не погубит». В чём заключается основная мысль этого отрывка из поэмы К.Ф.Рылеева? ?
Часовенка на месте подвига Ивана Сусанина. Заведя врагов в непроходимые дебри и топи, он обрек их на гибель. Его подвиг был ярким проявлением патриотизма русского народа в борьбе с иноземными завоевателями. И не за царя, а за землю Русскую отдал свою жизнь костромской крестьянин Иван Осипович Сусанин.
Единственным документальным источником о жизни и подвиге Ивана Сусанина была жалованная грамота царя Михаила Федоровича, которую он даровал в 1619 г., «по совету и прошению матери», крестьянину Костромского у., С. Домнина, «Богдашке» Сабинину половину дер. Деревище за то. что его тесть Иван Сусанин, которого «изыскали польские и литовские люди и пытали великими немирными пытками, а пытали, где в те поры великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович..., ведая про нас.. терпя немерные пытки... про нас не сказал... и за то польскими и литовскими людьми был замучен до смерти».
А спасённый простым русским крестьянином Михаил Романов укрылся от возможных преследований в костромском Ипатьевском монастыре.
Здесь он узнал о том, что избран русским царем. Здесь встретил он посольство во главе с рязанским архиепископом Феодоритом, келарем Троице- Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Федором Ивановичем Шереметевым.
14 марта 1613 года посольство от Земского Собора прибыло в Ипатьевский монастырь.
Духовенство несло чудотворную икону Фёдоровской Божией Матери.
Посольство торжествен но просило 16-летнего Михаила на царство, вручая юному царю разоренную державу.
В грамоте Земского Собора извещалось:. но по праведному суду Божию сие царское избрание на тебе, великом государе, возложи». « Тебе, обо, превеликий государь, не по человеческому единомыслию, или же по человеческому угодию предизбрано,
Так в Костроме 14 марта 1613 года был призван на царство Михаил Романов
Страница рукописной книги середины XVIII века из собрания Гос.архива Костромской области, где повествуется о событиях 14 марта 1613 года. Страница рукописной книги середины XVIII века из собрания Гос.архива Костромской области, где повествуется о событиях 14 марта 1613 года.
11 июля 1613 года в Успенском соборе Кремля Михаил венчался на царство и вступил на Московский престол. Большой царский наряд Венчание на царство
Избрание на царский престол Михаила Романова положило конец затянувшемуся безвластию. «Смутное время» закончилось!
Михаил Федорович станет первым русским царём из боярского рода Романовых, основоположником царско- императорской династии, правившей Россией более трёхсот лет.
Подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, спасшего государя, не померк в веках. Он вдохновлял и вдохновляет поэтов, писателей, художников на создание замечательных произведений. Самым известным из них является опера М.И.Глинки «Иван Сусанин»
Скульптурное изображение народного героя находится на знаменитом памятнике "Тысячелетие России», установленном в 1862 году в Новгороде
Патриотический подвиг крестьянина из села Домнино стал легендой, а в 1851 году был увековечен монументом, воздвигнутым по проекту скульптора В. Демут- Малиновского.
В повелении императора Николая I, о воздвижении памятника Ивану Сусанину было написано : "Во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина - спасении жизни новоизбранного русской землей царя через пожертвование своей жизни - спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения".
Памятник представлял собой высокий столб, увенчанный бюстом юного царя Михаила и склоненную перед ним фигуру народного героя.
На пьедестале был барельеф с изображением гибели Сусанина. После революции этот памятник был уничтожен.
В 1913 году, в Костроме, по проекту академика А.И.Адамсона, был заложен памятник в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых.
У подножия царского места планировалось изобразить Ивана Сусанина, осеняемого аллегорической фигурой России. К сожалению, памятник не был закончен.
В центре Костромы сейчас находится другой памятник народному герою. Новый памятник Сусанину выполнен в 1967 году по проекту скульптора Н. А. Лавинского и установлен в сквере на Молочной горе
На памятнике написано «ИВАНУ СУСАНИНУ ПАТРИОТУ ЗЕМЛИ РУССКОЙ» Кого на называют «патриотом»? ЛЮБИТ Родину БЕРЕЖЕТ Национальны е богатства БОРЕТСЯ За процветание Родины ОСТЕРЕГАЕТСЯ Н анести вред стране и ее людям
Что такое патриотизм? Любовь Преданность Забота Можно ли назвать Ивана Сусанина патриотом? Можно ли назвать Ивана Сусанина патриотом? Или он отдал «жизнь за царя»? Или он отдал «жизнь за царя»?
Тебе ль чугун, тебе ли мрамор ставить, Сусанин, верный сын, честь родины своей?.. Тебя ли можем мы прославить Деяньем рук и грудами камней?.. Чугун растопится... полудня мрамор белый Раздробят долгие морозы русских зим... Есть памятник иной: он тверд, несокрушим, Он силен и велик, как ты, Сусанин смелый! Сей вечный памятник тебе сооружен В сердцах признательных потомков: Во дни крамол и смут, из пепла, из обломков С Россией новою восстал как феникс он И с ней цветет поднесь, могучий и спокойный, Да!., благоденствие и слава россиян, Да!., громкие хвалы позднейших сограждан Вот памятник, Сусанина достойный!.. О каком «нерукотворном памятнике» нашему герою-земляку говорит в своём стихотворении известная поэтесса XIX века Евдокия Ростопчина?