Исследователей, обращавшихся к истории Костромы, интересовал вопрос, связанный с происхождением названия города.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Иван да Марья. Иван-да-Марья - народное название нескольких травянистых растений, цветы которых или верхняя часть растения отличаются двумя окрасками,
Advertisements

Ярило. Купало. Кострома Проект создал: Попов Митя.
Языческие праздники и обряды восточных славян Prezentacii.com.
«Купала и Кострома» УМК по развивающей системе Л.В. Занкова литературное чтение 3 класс Автор презентации: Клочко Г.Ф., учитель начальных классов МОУ гимназии.
Жизнь древних славян. Содержание Великие боги древних славян. Великие боги древних славян. Праздники и обычаи древних славян. Праздники и обычаи древних.
Мой город Выполнила ученица 1 «А» класса МОУ СОШ 4 Пьянкова Полина.
Выполнила : Ученица 9 « б » класса Харитонова Анастасия.
Праздник Ивана Купалы Иван Купала празднуется в самый разгар лета в ночь с 6 на 7 июля (в языческой традиции в ночь с 23 на 24 июня). Эта ночь считается.
Праздник русской старины ДЕНЬ ИВАНА КУПАЛЫ. Пуп лета КУПАЛА День Ивана Купалы - старейший русский праздник, который наши предки начали отмечать много.
сная девица
Тема урока: Народные праздничные гулянья Учитель изобразительного искусства Склярова С.И.
. Призентация Комаровой Виктории. РУСАЛКИ В сказках и легендах многих народов, занимавшихся мореплаванием (в том числе, и у новгородских славян), часто.
Иван Купала Издревле все народы мира отмечали в конце июня праздник вершины лета. На Руси таковым праздником является Иван Купала. В ночь с 23 на 24 июня.
Презентацию подготовила ученица ГБОУ СОШ пос. Сургут Абышкина Лада Традиции, обряды и праздники русского народа.
СЛАВЯНСКИЕ БОГИ И ПРАЗДНИКИ. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: ВЫЯСНИТЬ ВЕРОВАНИЕ ДРЕВНИХ СЛАВЯН; УСТАНОВИТЬ СВЯЗЬ МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ БОГАМИ ПРИРОДЫ И СЛАВЯНСКИМИ ПРАЗДНИКАМИ.
Мифы древних славян.. Пантеон – совокупность божеств какой-либо религии. Боги славянского пантеона Перун – бог грома и молнии, также считался богом войны.
Традиции и обычаи русского народа.
«Праздник – душа народа… монолитный образ России» (И.С.Шмелев)
В период образования государства славяне придерживались языческий верований В период образования государства славяне придерживались языческий верований.
День Ивана Купалы. 7 июля - праздник Рождества Иоанна Предтечи, Крестителя Иисуса. Рождество Христа - зимний солнцеворот, рождество Иоанна – летний. Постепенно.
Транксрипт:

Исследователей, обращавшихся к истории Костромы, интересовал вопрос, связанный с происхождением названия города.

Не существует однозначного толкования названия города Костромы. Наиболее известны три версии.

По одной из них имя города происходит от финно-угорского "костром", что значит "крепость".

В костроме Л.Скворцов, автор книги «Материалы для истории Костромы» полагал, что это общее название крепости осталось за возникшим городом.

Князь А.Козловский выдвигает и иную версию возникновения названия: от заготавливаемого зимою на берегах рек большими «кострами» леса, сплавляемого весною из Буйского и Костромского уездов

По третьей (наиболее распространённой) название города происходит от древнего языческого славянского праздника Костромы.

. В. К. Лукомский связывает название города с именем славянского божества Костромы, олицетворявшего живительные силы весны. В. К. Лукомский связывает название города с именем славянского божества Костромы, олицетворявшего живительные силы весны.

. Кострому изображала нарядно одетая кукла, сделанная из прутьев и соломы.

Эту куклу в летнее время носили хороводом девушки, пели ей обрядовые песни, а затем несли к реке, топили ее в воде или сжигали на костре.

При ритуальных похоронах Костромы хоронят соломенное чучело (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом, но Кострома воскресает.

Ритуал призван был обеспечить плодородие. Название «Кострома» связывают с русским «костерь», «костра» и другими обозначениями коры растений.

Праздник похорон Костромы был одним из главных в цикле летних народных гуляний.

Предполагают, что под видом похорон Костромы - соломенного чучела, сохранялся в народе древний обычай весеннего жертвоприношения Яриле.

Образ Костромы связан с празднованием "Зеленых святок" - проводов весны и встречи лета. Образ Костромы связан с празднованием "Зеленых святок" - проводов весны и встречи лета.

Кострому могла изображать молодая женщина, одетая в белые одежды, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода.

Есть печальная славянская повесть о двух влюбленных, о Купале и Костроме. История эта началась на берегах реки Ра, которая приблизительно совпадает с нынешней Волгой, но в древности она была значительно полноводней. Случилось так, что однажды бог Семаргл встретил здесь богиню ночи Купальницу. Они поженились, у них родились мальчик Купала, названный в честь матери, и девочка Кострома.

Мать Костромы и Купалы, Купальница - в славянской мифологии богиня ночи Мать Костромы и Купалы, Купальница - в славянской мифологии богиня ночи.

Отец - Семаргл (Огнебог). В славянской мифологии божество, входившее в число семи (или восьми) божеств древнерусского пантеона, идолы которых были установлены в Киеве при князе Владимире в 980 году.

Семаргла связывают с птицей Дав. Он - Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит семена и посевы.

Семаргл м ог оборачиваться священным крылатым псом. Семаргл м ог оборачиваться священным крылатым псом.

Семаргл не пускает в мир зло. По ночам он стоит на страже с огненным мечом.

Лишь один день в году Семаргл сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на свидание в день осеннего равноденствия.

Купала и Кострома - дети богини ночи Купальницы и бога огня Семаргла.

В славянских мифах рассказывается, что однажды, когда Купала с Костромой были еще маленькими, то побежали слушать птицу Сирин и тут случилось несчастье. Птица Сирин унесла Купалу в Темное царство.

Прошло много лет. Однажды Кострома гуляла по берегу реки и сплела венок.

Она хвалилась, что ветру не сорвать с ее головы венок. По поверью, это означало, что она не выйдет замуж. За похвальбу боги ее наказали. Ветер сорвал венок и унес на воду.

Там его подобрал Купала, проплывавший мимо в лодке.

По обычаям того времени, если юноша брал в руки венок, сплетенный девушкой, то обязан был на ней жениться.

Купала и не возражал - очень ему приглянулась незнакомка.

И Кострома полюбила прекрасного юношу с первого взгляда.

Сыграли они свадьбу. И лишь после этого боги сообщили Купале, что женился он на собственной сестре! Такой позор можно было смыть только смертью.

Бросилась Кострома к темному лесному озеру, нырнула в него с головой, но не утонула, а превратилась в лесную русалку – мавку.

Погиб и ее брат, ринувшийся в костер. Месть богов удалась, но мало было в том для них радости: вышла она слишком жестокой.

Небожители, раскаявшись, решили вернуть Купалу и Кострому к жизни.

Но даровать им вновь человеческий облик было нельзя, а потому превратили их в цветок Иван-да-Марья, где желтым, огненным, цветом сияет Купала, сине-фиолетовым, как придонные воды лесного озера, Кострома.

Раньше этот цветок так и назывался Купала-да-Мавка. Лишь потом, в христианские времена его переименовали: на 24 июня выпадает праздник в честь Ивана Крестителя, и Купала стал Иваном, а несчастную его сестру (ее чествуют 29 июня) нарекли в честь Богородицы Марией. Так цветок обрел новое имя Иван-да-Марья.

Он самый главный на обоих праздниках, Купалы и Костромы.

И символы очищения от греха остались все те же: огонь, через который парами прыгают влюбленные, и вода, которой поутру умываются.

В Ночь Купалы цветы будут люди рвать, купаться в лесных озёрах, прыгать через костры.

Будут петь: "Вот трава-цветок - брат с сестрою, то Купала - да с Костромою. Братец - это желтый цвет, а сестрица - синий цвет...

Праздновали праздник Купалу (праздник летнего солнцестояния) в ночь с 23 на 24 июня. Предположительно в этот день славяне отмечали праздник солнечного божества.

Праздник Купала был так же связан с почитанием огня. Считалось, что связь огня и воды олицетворяла зависимость плодородия от яркого солнца и хорошего полива. Праздник Купала был так же связан с почитанием огня. Считалось, что связь огня и воды олицетворяла зависимость плодородия от яркого солнца и хорошего полива.

И у русалок Купала - большой праздник.

В ночь на Купалу русалки танцуют, веселятся, водят хороводы вместе с Купалой и Костромой. В ночь на Купалу русалки танцуют, веселятся, водят хороводы вместе с Купалой и Костромой.

Название "русалка" происходит от слова "русый", что означает на древне славянском "светлый","чистый" Обитание русалок связано с близостью водоемов, которые считались путем в подземное царство. Название "русалка" происходит от слова "русый", что означает на древне славянском "светлый","чистый" Обитание русалок связано с близостью водоемов, которые считались путем в подземное царство.

По этому водному пути русалки выходили на сушу и обитали уже там. Так же по славянским поверьям русалки эти не имели хвоста.

Такая вот грустная история повествует нам о происхождении названия города Костромы.