Красноярский филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Зырянская средняя общеобразовательная школа» Зырянского района Томской области Презентация «Икона» Модуль «Основы православной культуры» Выполнил: учитель истории Моисеев Артём Владимирович Красноярка 2014
Картина Нестерова М. В. «Пустынник» Можем ли мы сказать, что это изображение и есть человек? Можем ли мы сказать, что это изображение и есть человек? Нет. Картина представляет нам лишь телесный образ. А как вы думаете, можно ли на картине изобразить душу человека? А как вы думаете, можно ли на картине изобразить душу человека?
Картина Крамского И.Н. «Голова монаха» Мы не знаем, как выглядит душа, внутренний мир недоступен для зрения. Но это мир чувств, значит, с помощью художественных средств отображая настроение человека, можно изобразить образ души. Как, например, на этой картине, с помощью красок и линий художник Иван Николаевич Крамской передал душевное состояние монаха – спокойствие и вдумчивость. Мы не знаем, как выглядит душа, внутренний мир недоступен для зрения. Но это мир чувств, значит, с помощью художественных средств отображая настроение человека, можно изобразить образ души. Как, например, на этой картине, с помощью красок и линий художник Иван Николаевич Крамской передал душевное состояние монаха – спокойствие и вдумчивость. Как вы понимаете выражение Как вы понимаете выражение «святой человек»?
блестящий сияющий светлый блестящий сияющий светлый чистый белый
Икона Пресвятой Богородицы «Умиление» Икона - в христианском искусстве изображение лиц Священной истории: Христа, Богоматери, библейских персонажей и сюжетов, жития святых. Слово икона в переводе с греческого означает «образ». Икона - в христианском искусстве изображение лиц Священной истории: Христа, Богоматери, библейских персонажей и сюжетов, жития святых. Слово икона в переводе с греческого означает «образ».
Живописная икона заметно отличается от картины. Это потому, что задача иконы – показать внутренний мир святого человека, изобразить Божественный свет в душе. Но не всякое изображение на религиозную тему может считаться иконой, а только то, что соответствует догматам Церкви. Православные иконы пишутся по определенным правилам. Эти правила называются иконописным каноном. Икона Спас Вседержитель «Христос со сферой» Боровиковский В. Л.
Апостол Петр. Эль Греко. Икона святого апостола Петра. 12 век, Афон. икона картина ДОБРОДОБРО И ЗЛО ТЕНЬ нет есть
Апостол Павел. Эль Греко. Икона святого апостола Павла. 15 век, прп. Андрей Рублев. икона картина СВЕТ изнутри извне
Икона «Тайная вечеря». Тайная вечеря. Шебуев В.К. ФОН не закрыт закрыт
НИМБ есть нет Икона Пресвятой Богородицы Богоматерь с младенцем Бруни Ф.А.
Пространство не ограничено Икона святого Николая Чудотворца Пространство иконы раскрывается при помощи обратной или сферической перспективы. Отец Павел Флоренский в своей работе об обратной перспективе пишет, что этот прием используется в иконописи намеренно. Именно у лучших иконописцев он выражен наиболее сильно. Обратная перспектива может служить "приемом подчеркивания". Так, зачастую Евангелие является живописным центром в иконе. Оно дается в обратной перспективе и боковые грани пишутся в ярких тонах. Мы видим обложку Евангелия, но разрастающиеся в глубину яркие грани показывают, как несравненно более важно то, что стоит за этой обложкой. Если в картине наше внимание привлекают изображения первого плана, то на иконе – образы, находящиеся за гранью понимания. Пространство иконы раскрывается при помощи обратной или сферической перспективы. Отец Павел Флоренский в своей работе об обратной перспективе пишет, что этот прием используется в иконописи намеренно. Именно у лучших иконописцев он выражен наиболее сильно. Обратная перспектива может служить "приемом подчеркивания". Так, зачастую Евангелие является живописным центром в иконе. Оно дается в обратной перспективе и боковые грани пишутся в ярких тонах. Мы видим обложку Евангелия, но разрастающиеся в глубину яркие грани показывают, как несравненно более важно то, что стоит за этой обложкой. Если в картине наше внимание привлекают изображения первого плана, то на иконе – образы, находящиеся за гранью понимания.
Гармония линий Икона Богородицы Нерушимая стена Еще одна удивительная черта иконы – на ней нет беспорядка. Даже складки одежды переданы прямыми и гармоничными линиями. Иконописец внутреннюю гармонию святого передает через гармонию внешнюю. Еще одна удивительная черта иконы – на ней нет беспорядка. Даже складки одежды переданы прямыми и гармоничными линиями. Иконописец внутреннюю гармонию святого передает через гармонию внешнюю.
НЕТ ЗАДНЕГО ПЛАНА И ГОРИЗОНТА Икона Преображение Господне На иконе, в отличие от картины, нет заднего плана и горизонта. Все действие разворачивается в одной плоскости. Когда смотришь на яркий источник света (солнце или прожектор), то теряется ощущение пространства и глубины. Икона светит нам в глаза, и в этом свете всякая земная даль становится невидимой. На иконе, в отличие от картины, нет заднего плана и горизонта. Все действие разворачивается в одной плоскости. Когда смотришь на яркий источник света (солнце или прожектор), то теряется ощущение пространства и глубины. Икона светит нам в глаза, и в этом свете всякая земная даль становится невидимой.
Главное в иконе - лик Владимирская икона Божией Матери Самое поразительное, что есть в иконе – это лица и глаза. В ликах проступают мудрость и любовь. Их глаза передают такое состояние, которое можно выразить старым и точным словом – «радостопечалие». На иконе это радость святого о том, что он сам уже с Богом, и печаль его о том, что те, на кого он смотрит, порою еще далеки от Него. Самое поразительное, что есть в иконе – это лица и глаза. В ликах проступают мудрость и любовь. Их глаза передают такое состояние, которое можно выразить старым и точным словом – «радостопечалие». На иконе это радость святого о том, что он сам уже с Богом, и печаль его о том, что те, на кого он смотрит, порою еще далеки от Него.
Святая Богородица, моли Бога о нас! «Заступнице усердная» песня-молитва перед Казанской иконой Божией Матери
Картина или икона? Ответ обоснуй? Шилов В. «Александр Невский» (историко- патриотическая картина) Шилов В. «Александр Невский» (историко- патриотическая картина)
Картина или икона? Ответ обоснуй? Боровиковский В.Л. Икона «Святой Благоверный князь Александр Невский»
Икона «Святой благоверный князь Александр Невский»
Корин П. Д. картина «Александр Невский»
Использованные источники: html Кураев А.В. Учебник «Основы православной культуры», М., «Просвещение», 2010.