Зайцева Татьяна Ивановна учитель физики Муниципальное общеобразовательное учреждение «Моховская средняя общеобразовательная школа»
Условия необходимые на уроках физики как средство повышения мотивации к учебно - познавательной деятельности
По данным Всемирной организации здравоохранения, школа сегодня признана общественно неблагоприятным, психогенным фактором. Следствием такого неблагоприятного воздействия часто являются психосоматические заболевания у учащихся и педагогов (вегетососудистая дистония, головные боли, мигрени, повышенное артериальное давление, бронхиальная астма, нарушение аппетита, желудочно-кишечные расстройства и др.).
Выводы отечественных и зарубежных гигиенистов, педиатров, педагогов и психологов, о том, что процесс обучения оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье человека, были сделаны еще в середине XIX столетия.
Школьные факторы риска стрессовая тактика педагогических воздействий (постоянные микро стрессы. Мало кто из родителей обращает внимание на плохой сон, аппетит ребенка, его плаксивость без причины); стресс ограниченного времени (это один из самых тяжелых стрессов, который накапливается в течение 2-х недель без отдыха, а наши дети в таком состоянии живут годы); несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям учащихся (например, когда мы наших детей заставляем читать с секундомером, требуя при этом от них скорости чтения 120 слов в минуту, в то время как восприятие информации возможно лишь при скорости не более слов в минуту);
Школьные факторы риска интенсификация и нерациональная организация учебного процесса; отсутствие системной комплексной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни; низкая квалификация педагогов в вопросах возрастной физиологии, психологии, охраны здоровья школьников.
Здоровьесберегающая деятельность в школе основывается психологический климат на уроке - наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов, комментарий к небольшим стихотворениям, музыкальных минуток и т.п. – не будет микро стрессов; задавать посильное домашнее задание, желательно разноуровневое, для того, чтобы у ученика был выбор, учитывать плотность урока (норма - не менее 60% и не более 75-80%) – уменьшится стресс ограниченного времени; учитывать психосоциотипы (экстраверт, интроверт), сенсорную типологию (чувственное восприятие), и другие психологические аспекты, приемы и методы, направленные на сохранение здоровья детей на уроке – улучшится понимание учителя большим количеством учеников, так как все дети разные; учитывать возрастные, психические особенности учащихся при подборе методик и технологий обучения – уменьшится психологический дискомфорт непонимания изучаемого материала;
Здоровьесберегающая деятельность в школе основывается урок организовать с учетом разнообразия видов учебной деятельности и соблюдением временного промежутка каждого вида - уменьшит физическую, психологическую усталость; работать систематически, комплексно - только система даст результат. формировать ценности здоровья и здорового образа жизни через преподаваемый предмет – мотивация к принятию здоровья, здорового образа жизни; постоянное самостоятельное изучение вопросов возрастной физиологии, психологии, охраны здоровья школьников – повышение квалификации педагога.
Применение здоровьесберегающих технологий позволяет повысить мотивацию к учебно- познавательной деятельности и реализовать принципы личностно ориентированного обучения
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения I.Снятие эмоционального напряжения Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное физическое явление.
II. Создание благоприятного психологического климата на уроке Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
III. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни. Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Говоря о явлении инерции, целесообразно коснуться вопроса о выполнении правил дорожного движения. При изучении резонанса очень полезными оказываются факты, иллюстрирующие опасное влияние низких звуковых частот (к примеру, в рок- музыке, так популярной у подростков) на функционирование внутренних органов. В урок, посвященный различным видам электромагнитных излучений, обязательно включаются вопросы, связанные с воздействием электромагнитных волн на живые организмы.
Чистота кабинета Контроль чистоты и температуры воздуха Обеспечение правильного положения учащихся за партой Контроль освещенности кабинета и доски Контроль звукового фона Гигиенически оптимальные условия
Обеспечение правильного положения учащихся за партой продуктивно работать Удобно сидеть –
Контроль освещенности кабинета, доски не напрягая зрение, сосредоточимся на главном
Контроль звукового фона Если все время прислушиваться, можно не услышать главного
Контроль чистоты и температуры воздуха Легко дышится – легко и учится
использование и чередование различных видов преподавания Использование и чередование видов учебной деятельности на уроке Формирование правильной осанки и снятие физического напряжения Охрана зрения и костно- мышечной системы организация образовательного процесса
Психолого- педагогически е технологии Использование ТСО для интерактивного обучения Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни Создание благоприятного психологического климата на уроке Снятие эмоционального напряжения личностно ориентированные технологии
Создание благоприятного психологического климата на уроке Не испытывая страха, я испытаю радость познания
Использование ТСО для интерактивного обучения Общего одобрения заслуживает тот, кто соединил приятное с полезным
Личностно ориентированные технологии
Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя
Игра открывает путь к истине
Мы все такие разные – и все-таки мы вместе
Сегодня каждый, в том числе и ребенок, должен понимать, что его здоровье и жизнь зависят от него самого. Конечно же, физика не тот предмет, где изучают комплекс физических упражнений, способствующих укреплению здоровья. Но и уроки физики могут воспитывать в ребенке сознание великой ценности здоровья, стремление его хранить и укреплять.
С каждым годом на наших дорогах увеличивается число транспортных средств, растет и травматизм, обусловленный незнанием или несоблюдением правил дорожного движения. Большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит с участием школьников. Наиболее распространенные нарушения: 1) Переход дороги на запрещенный сигнал светофора; 2) Внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта; 3) Переход дороги перед близко движущимся транспортом; 4) Нарушение правил езды на велосипеде; 5) Игра на дороге; Необходимо убеждать детей в том, что следует знать и выполнять правила дорожного движения, на улицах и дорогах быть внимательным и дисциплинированными.
Помочь учителю в этой работе может система специально подобранных задач, решаемых на уроках физики в 7 – 9 классах. По степени трудности задачи не одинаковы, это позволяет дифференцировать работу учащихся, предлагая различные задания для самостоятельной работы на уроке и дома, проведение олимпиад, викторин. Решение транспортных задач не должно заканчиваться получением числового ответа. Следует обсудить ответ с учениками, проанализировать полученный результат.
7 класс 1. Скорость велосипедиста 5 м/с, а скорость встречного ветра 14,4 км/ч. Какова скорость ветра относительно велосипедиста? (9 м/с). 2. Время реакции водителя на возникшую опасность составляет в среднем 0.8 с. Какой путь пройдет за это время автобус, если скорость его была 54 км/ч? (12 м). 3. Какие места в районе школы следует считать наиболее опасными для движении пешеходов? Почему?
8 класс 1. Иногда зимой тротуары посыпают солью. Для чего это делают? 2. Для чего у машин - бензовозов сзади всегда висит кусок металлической цепи, касающейся земли? 3. В каких случаях электродвигатели трамваев отдают электрическую энергию обратно в сеть (происходит эффект рекуперации энергии)? 4. Назовите основные преимущества (и недостатки) современного электромобиля по сравнению с автомобилем.
Это всё!