Школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то думаю, такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества.
Ученическое самоуправление - управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях школьников. Для учителя программа по самоуправлению является хорошей возможностью сделать новый шаг в развитии воспитательной работы в своём классе.
ЦЕЛИ: Реализация права школьников на участие в жизни школы через ученическое самоуправление; Формирование активной гражданской позиции учащихся; Содействие всестороннему развитию личности. ЗАДАЧИ: Воспитательные: Воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни; Развивать организаторские способности; Воспитывать самостоятельность Развивать умение делать выбор Прагматические: Использовать интеллектуальный и физический потенциал учащихся в решении задач в жизни класса
Деятельность самоуправления строится на следующих принципах: Самодеятельность. Творчество, активность, самостоятельность учащихся. Равноправие. Все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения. Гуманность. Действия самоуправления основываются на нравственности, человеколюбии. Ответственность. Необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед общим собранием
Этапы развития самоуправления для учащихся начальных классов : 1 этап - изучение интересов, потребностей, проектирование желаемого образа класса, формирование понимания того, что класс – это единый коллектив. 2 этап - укрепление межличностных отношений, формирование чувства «мы». Призыв взрослого "Делай как я!" - основной девиз жизнедеятельности коллектива в этот период. Формирование умения взаимодействовать.
3 этап - развитие самоуправленческих начал. Девиз: "Делай, как лучшие из нас! Делай, как большинство из нас!" Приобретение опыта лидерства, умения ставить себя в пример другим. 4 этап - лучшее в жизни класса становится достоянием всего школьного коллектива. Поиск новых идей, форм, способов обновления жизнедеятельности коллектива. Девиз: "Сей добро, оделяй добром!"
Актив класса: содействует соблюдению учащимися режима и правил поведения в школе; организует выполнение решений классных часов и классных ученических служб; организует помощь в учебе учащихся, имеющих проблемы; готовит и проводит классные часы, организует досуг, внеклассные мероприятия; отражает всю важную информацию в классном уголке, отмечает важные события; староста: обеспечивает дисциплину и порядок в классе, отвечает за посещаемость.
Развитие самоуправления в классном коллективе осуществляется постепенно и включает в себя насколько этапов: Диагностирование школьного, классного пространства. Проектирование школьного, классного самоуправления. Становление самоуправления как основного принципа жизни школы, класса. Функционирование в оптимальном режиме. Обновление и перестройка.
Ожидаемый результат. Создание в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и сотрудничества, психологического комфорта. Развитие творческих возможностей каждого ребенка с учетом его внутренних психологических наклонностей. Осуществление планомерного контроля за состоянием здоровья учащихся, контроль за причинами пропусков уроков. Формирование основ правил поведения в общественных местах. Воспитание любви к родному краю и к Родине. Сплочение детского коллектива; развитие творческих способностей учащихся, саморазвитие, самовыражение личности на основе познавательной деятельности. Обретение чувства уверенности в себе. Умение поддерживать других. Осознание ответственности за свои поступки. Умение распределять обязанности и действовать в коллективе. Стремление использовать свои умения на радость близким. Умение общаться друг с другом, уважительно относиться к мнению своих друзей, взрослых. Приобретение опыта активного сопереживания за результат в общем деле.