ГБОУ ДПО «Ставропольский институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН «Реализация Концепции нового УМК по отечественной истории в системе школьного исторического образования» Круглый стол: Министерство образования и молодежной политики СК МБОУ гимназия 25 города Ставрополя
«Концепция нового учебно- методического комплекса по отечественной истории о современных подходах к историческому образованию в российской школе» МАМАСЬЯН Сергей Андроникович
Закон РФ « Об образовании в РФ » от 29 декабря 2012 г. N Концепция нового учебно - методического комплекса по отечественной истории Концепция _ финал.pdf Концепция нового учебно - методического комплекса по отечественной истории ( проект ) Пафос создания истории : Утверждена концепция новых учебников по отечественной истории shtml shtml Владимиру Путину представили концепцию нового учебно - методического комплекса по отечественной истории novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennojj-istorii/ novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennojj-istorii/
Интервью А. О. Чубарьяна « Московскому комсомольцу » В едином учебнике истории будет много Сталина и минимум Путина « Московский комсомолец » « Московский комсомолец » Алексеева Л. В. Единый школьный учебник истории, как отражение назревшей потребности в идеологическом и нравственном обеспечении дальнейших судеб страны. Выступление на учредительном собрании отделения Российского исторического общества ( РИО ) в Казани 16 июля 2013 г Новый учебник по истории -- к консенсусу пришли Примерный перечень « трудных вопросов истории » минобрнауки. рф / документы /3483/ файл /2327/ Перечень _ трудных _ вопросов.pdf минобрнауки. рф / документы /3483/ файл /2327/ Перечень _ трудных _ вопросов.pdf Утверждена концепция единого учебника отечественной истории « Россию не сдам »
Владимир Путин встретился с разработчиками концепции нового учебно - методического комплекса по отечественной истории. Школа 21 век на ОТР. Единый учебник истории ( ) Александр Кобринский в " Открытой студии " о едином учебнике истории Тем временем с Александром Архангельским. Единый учебник истории
в 12:00; Вебинар : « Историко - культурный стандарт как основа нового учебно - методического комплекса по отечественной истории » – Данилов Александр Анатольевич, руководитель Центра гуманитарного образования издательства « Просвещение » в 12:00; необходимо пройти по ссылке
Президентом Российской Федерации было поручено внести предложения о подготовке единых учебников по истории России для средней школы 19 февраля 2013 г. на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям Президентом Российской Федерации было поручено Минобрнауки России совместно с Российской академией наук, а также при участии Российского исторического общества и Российского военно-исторического общества внести предложения о подготовке единых учебников по истории России для средней школы к 1 ноября 2013 года. 29 марта 2013 года на конференции Общероссийского народного фронта Президентом Российской Федерации было поручено Правительству Российской Федерации обеспечить разработку единой концепции курса истории России для общего образования. уточнены конкретные задачи в области реализации утвержденной Концепции, определены сроки перехода на соответствующие ее содержанию новые учебные программы и подготовки новых УМК по отечественной истории 16 января 2014 г. состоялась встреча В.В. Путина с разработчиками концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в ходе которой были уточнены конкретные задачи в области реализации утвержденной Концепции, определены сроки перехода на соответствующие ее содержанию новые учебные программы и подготовки новых УМК по отечественной истории
развитие мировой исторической науки, накопление новых исторических знаний, возросший общественный интерес к событиям прошлого.
повышение качества повышение качества школьного исторического образования, развитие компетенций развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствием с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего (полного) образования, формирование единого культурно- исторического пространства формирование единого культурно- исторического пространства Российской Федерации.
состоящего из подготовку учебно-методического комплекса, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений, формирование единого научно- образовательного пространства в сети Интернет..
создать условия для получения выпускниками прочных знаний по истории России; сформировать представление об основных этапах развития многонационального российского государства; показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; раскрыть суть исторического процесса как совокупности усилий многих поколений россиян. Авторы исходят из того, что российская история – это история всех территорий, стран и народов, которые входили в состав нашего государства в соответствующие эпохи.
обратить внимание на события и процессы всеобщей истории в части синхронизации российского исторического процесса с общемировым; применить новый подход к истории российской культуры как к непрерывному процессу обретения национальной идентичности, не сводящемуся к перечислению имен и творческих достижений, логически увязанному с политическим и социально-экономическим развитием страны; исключить возможность возникновения внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов России; обеспечить доступность изложения, образность языка.
Должна сопровождаться разработкой аналогичной линейки по всеобщей истории. Актуализирует необходимость развития межпредметных связей в рамках других гуманитарных курсов: литературы, русского языка, обществознания, мировой художественной культуры. Потребует проведения масштабных курсов повышения квалификации учителей истории. Принципиальным становится вопрос о пересмотре подходов к организации и структуре ГИА и ЕГЭ по истории.
Данный подход предусматривает сохранение плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся.
1) формирование общественно согласованной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, по разработке целостной картины российской истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, 2)формирование современного образа России 2)формирование современного образа России.
рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса; понимание особенностей её развития, места и роли в мировой истории и в современном мире; определение требований к содержанию обучения и воспитания, организации образовательного процесса и внеурочной деятельности на всех уровнях образования; определение базовых ориентиров для формирования содержания школьного образования в целом, особенно социально- гуманитарного цикла дисциплин, содержания внешкольной и внеурочной деятельности.
базовые ценности гражданского общества - социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность; исторический подход – как основа формирования межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла; формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни; многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни российского государства и общества; толерантность как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории; его исключительная роль воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; - овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; - воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; - развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; - формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
раскрытие своеобразия и неповторимости своеобразия и неповторимости российской истории, ее связи с ведущими процессами ее связи с ведущими процессами мировой истории.
синхронизация курсов истории России и всеобщей истории, сопоставление ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введение в содержание образования элементов компаративных характеристик. раскрытие контактов и взаимодействия России с другими странами во всех сферах – от экономики и политики до культуры ( приобретает особое значение для истории Нового и Новейшего времени, когда Россия стала активным субъектом мировой истории).
освещение проблем духовной и культурной жизни России - важная - учащиеся должны усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды человеческой деятельности, ть представлений об Родины. - изучение культуры и культурного взаимодействия народов России/СССР будет способствовать формированию у школьников представлений об общей исторической судьбе нашей Родины.
по существу имманентен преподаванию истории в школе: человеческое наполнение и измерение истории прививает интерес и уважение к своей истории, служит источником и инструментом формирования у молодого поколения личностного, эмоционально окрашенного восприятия прошлого. отражение в учебнике присутствие человека в конкретных событиях (особенно важно). показ интересов и устремлений, ценностных ориентиров и мотивов поведения людей способствует выработке у молодого человека чувства сопричастности с историей страны.
Обращение к ярким примерам трудовых и воинских подвигов многих поколений россиян. Убедительное раскрытие величия побед и тяжести поражений через жизнь и судьбы людей, в том числе отцов и дедов школьников, через историю их рода и семьи. Выработка у молодого человека чувства сопричастности с историей страны. Показ интересов и устремлений, ценностных ориентиров и мотивов поведения людей. Расширение материала о повседневной жизни людей в различные исторические эпохи.
формирование у учащихся чувство принадлежности к богатейшему общему культурно-историческому пространству, уважения к культурным достижениям и лучшим традициям своего и других народов, как основы способности к диалогу в школьном и внешкольном общении, социальной практике. Решение важных в мировоззренческом отношении задач: - формирование способности школьников к межкультурному диалогу, способности воспринимать цивилизационные и культурные особенности; - формирование бережного отношения к культурному наследию как достоянию страны и человечества.
направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и толерантности понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, формирующее у учащихся ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и толерантности; как примера гражданственности и самопожертвования во имя Отечества воспитание у молодого поколения гордости за свою страну, осознание ее роли в мировой истории при важности акцентирования внимания на массовом героизме в освободительных войнах, прежде всего Отечественных 1812 и гг., раскрытие подвига народа как примера гражданственности и самопожертвования во имя Отечества; позитивный пафос исторического сознания должна создавать не только гордость военными победами предков, но и - достижениями страны в других областях (великий труд народа по освоению громадных пространств Евразии с ее суровой природой, формирование российского общества на сложной поликультурной основе, создание науки и культуры мирового значения);
русский и другие народы нашей страны находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые испытания. Преобладание в школьном курсе пафоса созидания, позитивного настроя в восприятии отечественной истории, при осознании того, что в историческом прошлом нашей страны были и трагические периоды (смуты, революции, гражданские войны, политические репрессии и др.), без освещения которых представление о прошлом во всем его многообразии не может считаться полноценным. Трагедии нельзя замалчивать, но необходимо подчеркивать, что русский и другие народы нашей страны находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые испытания. Следует подчеркнуть, что присоединение к России и пребывание в составе многонационального Российского государства имело положительное значение для народов нашей страны: безопасность от внешних врагов, прекращение внутренних смут и междоусобиц, экономическое развитие, распространение просвещения, образования, здравоохранения и др.;
одна из главных задач школьного курса истории с акцентом на идее гражданственности, гражданской активности, прав и обязанностей граждан, формирование гражданской общероссийской идентичности - одна из главных задач школьного курса истории с акцентом на идее гражданственности, гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества. Следует уделить внимание историческому опыту гражданской активности, местного самоуправления (земские соборы, общины, посадское самоуправлении, гильдии, научные общества, общественные организации и ассоциации, политические партии и организации, общества взаимопомощи, кооперативы и т.д.), сословного представительства; Школьники должны знать и понимать достижения российской культуры Средневековья, Нового времени и ХХ века, великие произведения художественной литературы, музыки, живописи, театра, кино, выдающиеся открытия российских ученых и т.д. (при неразрывной связи российской и мировой культуры). Концептуально важно сформировать у учащихся представление о процессе исторического развития как многофакторном явлении.
должен содержать целостный взгляд на исторический процесс и возможности его познания; быть комплексным по составу и представлению исторического материала ( авторский текст; источники; элементы историографии и оценочные суждения, способствующие целостному и диалектическому восприятию отечественной истории, ее позитивного содержания, равно как и трагических страниц; изобразительные материалы; справочный аппарат – хронологическая таблица, словарь терминов, словарь персоналий и др.). сами могут делать выводы и выносить суждения; Акцент в учебнике должен быть сделан не на готовых авторских суждениях, а – на определенном наборе фактов и аргументов, на основе которых ученики сами могут делать выводы и выносить суждения;
стимулировать познавательный и исторический диалог (обеспечивается характером авторского текста, системой вопросов и заданий); служить навигатором в научно-образовательном пространстве по истории; быть открытым для взаимодействия с другими учебными и информационными ресурсами, средствами обучения (музеи и библиотеки, электронные пособия, Интернет, периодическая печать и др.). Важнейшая рубрика по каждому параграфу должна служить навигатором в научно-образовательном пространстве по истории; быть партнерским по отношению к учащимся (в том числе, учитывать их возрастные особенности).
В учебнике отечественной истории именно в дидактическом блоке, посредством специальных заданий предусматривается обращение школьников к изучению локальной истории, истории своей семьи, собиранию устной истории. приобретению опыта поисковой и аналитической работы на доступном и близком им материале, органичному включению его в историю Отечества Эти компоненты содержания способствуют формированию способности школьников применять полученные на уроках знания, приобретению опыта поисковой и аналитической работы на доступном и близком им материале, органичному включению его в историю Отечества («со-творению» истории).
а) включение вопросов и заданий ко всем компонентам учебника – авторскому тексту, историческим источникам, картам, иллюстрациям и т. д.; б) использование заданий разных видов, в том числе: способствующих развитию предметных и логических умений; поисковых, творческих, проектных заданий; заданий для работы с историко-краеведческими материалами; заданий, предусматривающих участие в обсуждении, дискуссии, диспуте и др.; в) дифференциацию заданий по сложности, обеспечивающую индивидуальный подход в обучении.
Историко-культурный стандарт – ответ на вызовы времени в сфере российского исторического школьного образования.
научную основу содержания школьного исторического образования и может быть применим как к базовому, так и к профильному – углубленному уровню изучения истории и гуманитарных дисциплин. В связи с этим каждый раздел Стандарта снабжен перечнем основных исторических источников. Историко-культурный стандарт сопровождается списком «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании.
принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе перечень рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий. (Персоналии внутри категорий расположены в алфавитном порядке).
ИКС включает в себя: - IX разделов ; - примерный перечень «трудных вопросов истории России». Раздел I. От Древней Руси к Российскому государству Раздел II. Россия в XVI – XVII веках: от великого княжества к царству Раздел III. Россия в конце XVII - XVIII веках: от царства к империи Раздел IV. Российская империя в XIX – начале XX вв. Раздел V. Россия в годы «великих потрясений» гг. Раздел VI. Советский союз в е гг. Раздел VII. Великая Отечественная война гг. Раздел VIII. Апогей и кризис советской системы гг. Раздел IX. Российская Федерация в гг.
составлен на основе предложений учителей истории, на практике сталкивающихся с недостатком материалов и достоверной информации о некоторых сложных (с точки зрения преподавания истории в школе) исторических вопросах и включает: 1. образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе; 2. существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси; 3. исторический выбор Александра Невского; 4. роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена; 5. попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток; 6. присоединение Украины к России (причины и последствия); 7. фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы; 8. причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований; 9. причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне;
10. причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры; 11. характер национальной политики большевиков и ее оценка; 12. причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий. 13. оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны; 14. цена победы СССР в Великой Отечественной войне; 15. оценка СССР в условиях «холодной войны»; 16. причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева; 17. оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения; 18. причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР; 19. оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.; 20. причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.