РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ В РАМКАХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Компоненты профессионализма учителя истории Ценностно-смысловой компонент – отражает систему ценностей, установок, смыслов профессионального поведения; Мотивационный компонент – предусматривает наличие мотивов достижений, реализации творческого потенциала и индивидуальной успешности как профессиональной, так и личностной; Когнитивный компонент – может быть представлен индивидуальной системой знаний исторического, методического, методологического, психологического и технологического характера, Эти знания являются основой для проектирования учебного процесса в соответствии с социокультурными и региональными условиями и типом образовательной программы, реализуемой данным учреждением. Эти знания являются комплексными, системными и обеспечивают единство содержательной и процессуальной сторон деятельности учителя истории;
Компоненты профессионализма учителя истории Процессуально-методический компонент – заключается в наличии развитых способностей, обеспечивающих моделирование, проектирование, конструирование и реализацию проектов методической деятельности. На учителе истории лежит обязанность ввести ребенка в мир культуры. Большинство учащихся будет знать и уметь то, чему научит учитель истории; Рефлексивный компонент – это умение выявлять индивидуальные особенности методической и анализировать результаты обучающей деятельности, определять проблемы в процессе обучения истории, Мастерство учителя начинается с самоанализа.
Уровни профессионального взаимодействия учителя истории и учащихся на уроке Первый уровень – учитель погружает учеников в историческую ситуацию, произносит продуманные, подобранные слова, за которыми школьники должны увидеть некие действия, процессы. Второй уровень – учитель и ученики сотрудничают, отыскивая способы разрешения проблем, противоречий, описывая свои действия. Третий уровень – ученики, наблюдая за учителем, начинают понимать, какая деятельность скрывается за произнесенными словами.
Важнейшие профессионально- педагогические умения учителя истории: Определять уровень личностного развития учащихся (сформированность их личностных функций); Ставить педагогические цели разной масштабности с учетом гуманитарных возможностей изучаемой темы; Видоизменять формы проведения урока, учебные задания и виды деятельности учеников с учетом поставленных перед уроком личностно-развивающих задач;
Важнейшие профессионально- педагогические умения учителя истории: Использовать разнообразные гуманитарные факторы обучения истории; Побуждать школьников к осмыслению философско-мировоззренческих выводов на основе изучаемого материала; Создавать педагогические ситуации с методологическим, нравственно- эстетическим содержанием;
Важнейшие профессионально- педагогические умения учителя истории: Применять дискуссионные формы обучения, проявлять высокую культуру, личное обаяние, эрудицию при изложении материала, поддерживая тем самым высокий авторитет исторических знаний, идей, принципов; Планировать и проводить систему уроков, на протяжении которых последовательно развертывается значимая для учащихся коллизия, ставится проблема, требующая коллективных усилий для ее решения;
Важнейшие профессионально- педагогические умения учителя истории: Применять гуманитарно-ориентированные образовательные технологии, при которых востребовались бы личностные (гуманитарные) качества ученика, его стремление осознать смысл изучения истории, проявить самостоятельность и внутреннюю мотивацию усвоения истории, попытаться истолковать исторические явления; Усложнять формы работы, познавательно- проблемные задания и требования к учащимся по мере развития их самостоятельности, креативности при изучении истории.
Учитель истории (профессионал) – это человек, способный выстроить траекторию своего духовного, личностного и профессионального роста, связанного с освоением и выбором культурных смыслов исторического развития, самоопределением в системе ценностей педагогической деятельности. Его долгом является воспитание гражданственности, уважения к прошлому, привитие нравственных принципов. Сегодня необходимы активная жизненная позиция, умение мыслить и излагать свои мысли.
Литература Баранов П.А. О тенденциях развития современного школьного исторического образования//ПИОШ с Вяземский Е.Е. Историческое образование в России: проблемы и тенденции// История с.12,13. Вяземский Е.Е.. Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М., Шоган В.В. Новые технологии в историческом образовании. Ростов н/Д, Овчинникова Н.П., Половенская П. Профессиональный портрет учителя истории: теоретический и практический аспекты. ПИОШ 5, Соколов А.Б. Историческое образование в школе: современные вызовы и стратегия развития. ПИОШ 2, 2010.