Дополнительное образование как фактор реализации творческого потенциала одаренных детей Таланты создать нельзя, но можно создать культуру, то есть почву, на которой растут и процветают таланты. Нейгауз
Возрастные предпосылки способностей У младших школьников У школьников средних классов У старших школьников 1. Повышенная восприимчивость 2. Готовность усваивать новые знания 3. Вера в истинность того, чему учат 1. Возрастная самостоятельность 2. Настойчивая энергия 3. Широта склонностей 1. Работа анализирующей мысли 2. Готовность к рассуждениям 3. Само совершенствование
Одаренных подростков отличают такие качества как: самостоятельность; склонность к самообразованию; избирательность в занятиях.
Вопрос: Что такое книга? Ответ: Ум, которым пользуется человек, когда захочет. Вопрос: Чем отличается ученик от учителя? Ответ: У учителя ум в голове. У ученика - в учебнике. Вопрос: Кто такой человек? Ответ: Радость другого человека. Вопрос: Что такое поколение? Ответ: Люди из жизни в жизнь.
Как можно распознать способных детей? Как же работать с детьми, имеющими потенциальные признаки одаренности? Для того, чтобы ученик смог реализовать свои творческие способности, необходимо: -И-Изменить внутренний настрой по отношению к этим детям; -С-Создать для них благоприятную атмосферу; -П-Позволять детям чаще высказывать свои творческие идеи;
гибкость мыслительных процессов; легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей; легкость общения; избирательность памяти на физические и математические формулы; высокий уровень и глубина анализа физического материала.
- Создавать ситуации ожидания «выдающихся успехов»; - давать задания творческого характера и оценивать только успех; - формировать высокую самооценку для стимулирования его к деятельности; -п-переносить оценочный взгляд с самого ученика на дело, открытие, которое им сделано.
Основные признаки, отличающие одаренных учеников: - одаренные дети активны и всегда чем-то заняты; - настойчиво следуют поставленным перед ними целям; - они хотят учиться и добиться настоящих успехов; - учеба доставляет им удовлетворение, они не воспринимают занятие как насилие над собой; - они не довольствуются поверхностными объяснениями;
- в сравнении со своими сверстниками одаренные дети умеют раскрывать отношения между явлениями и сущностью, абстрактно думать, модулировать логическими операциями, систематизировать, классифицировать, обобщать; - они задают множество вопросов и заинтересованы в удовлетворительном ответе на них, исследования вызывают у их интерес;
Таким образом, наиболее правильная форма воспитания одаренных детей - обращаться с ними как с таковыми и в то же время усиливать в них стремление к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений.
Выявить одаренных детей, содействовать развитию их способностей нравственного и духовного потенциала, творческой индивидуальности – важнейшая задача, на решении которой базируется формирование интеллектуальной элиты общества. Поэтому необходимо интенсифицировать работу с одаренными учениками в условиях общеобразовательных школ…