International Finance Corporation A Member of the World Bank Group Проект «Корпоративное управление в России» Государственного секретариата экономических отношений Швейцарии Seco Министерства экономики Нидерландов Агентства по международному бизнесу и сотрудничеству П р о е к т о с у щ е с т в л я е т с я п р и п о д д е р ж к е: ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ИНВЕСТОРАМИ
ПРОЕКТ «КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ» 2 of 27 Содержание: (1)Что представляет собой управление взаимоотношениями с инвесторами и когда оно необходимо? (2)Роль и функции департамента по взаимоотношениям с инвесторами и его взаимодействие с другими службами (3)Основные принципы организации успешной работы с инвесторами (4)Обеспечение информационной прозрачности компании
ПРОЕКТ «КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ» 3 of 27 Что такое эффективное управление взаимоотношениями с инвесторами? Работа с инвесторами - это корпоративная деятельность, относящаяся одновременно к области финансов и области коммуникации, и состоящая в точном освещении результатов работы компании и ее перспектив для существующих и потенциальных инвесторов. - Национальный институт США по связям с инвесторами (NIRI)
ПРОЕКТ «КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ» 4 of 27 Когда необходим менеджмент взаимоотношений с инвесторами? (слайд 1) Актуальность дополнительного привлечения акционерного капитала Значительное количество акционеров Присутствие компании на фондовом рынке
ПРОЕКТ «КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ» 5 of 27 Влияние IR на рыночное восприятие результатов деятельности компании Фундаментальные показатели компании Возможный диапазон результатов Рыночная оценка возможного диапазона результатов Рыночное восприятие ценных бумаг Фактический результат Восприятие рынка
ПРОЕКТ «КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ» 6 of 27 Взаимоотношения с инвесторами: последствия невнимания 2 Сложности с привлечением дополнительных финансовых ресурсов. Снижение инвестиционной привлекательности; Недоверие инвесторов и «недооценка» ценных бумаг компании по причине восприятия их как более рискованных;
ПРОЕКТ «КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ» 7 of 27 Цели взаимодействия с инвесторами убеждение желаемого круга потенциальных инвесторов в том, что ценные бумаги данного эмитента являются для них привлекательными; достижение наиболее благоприятной цены ценных бумаг; создание благоприятной среды для операций с ценными бумагами данного эмитента и будущих капитальных вложений.
ПРОЕКТ «КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ» 8 of 27 Основные принципы успешного взаимодействия с инвесторами Признание и соблюдение прав инвесторов; НИКАКИХ СЮРПРИЗОВ; Понятной и логичной стратегии развития; Своевременного раскрытия всей существенной информации; Финансовой отчетности высокого качества; Справедливого отношения ко всем инвесторам – обеспечение равного доступа к информации.
ПРОЕКТ «КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ» 9 of 27 Основное правило – своевременное раскрытие существенной информации Существенная информация – сведения о компании, которые могут существенно повлиять на цену акций, например: ежеквартальные отчеты; осуществление крупных инвестиционных проектов; возникновение обязательств в крупном размере; принятие новой стратегии развития; непредвиденное изменение в объемах производства; изменения в органах управления; прочие сведения. Существенная информация – это те сведения, которые рациональный инвестор с большей долей вероятности сочтет важным при принятии инвестиционных решений (Supreme Court, USA No et al. July 8, 2003 )
ПРОЕКТ «КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ» 10 of 27 Взаимодействие отдела по взаимоотношению с инвесторами с другими службами организации Фондовые биржи Аналитики Совет Директоров Отдел по взаимоотношению с инвесторами и акционерами Комитет по аудиту Исполнитель- ный орган Корпоратив ный секретарь Подотчетность Взаимодействие Акционеры Отдел по связям с общественностью Регулирующие организации Потенциальные инвесторы Финансовый директор ? ?
ПРОЕКТ «КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ» 11 of 27 Роль и функции департамента по взаимоотношению с инвесторами ВО ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ Информирование акционеров и инвесторов о положении и результатах деятельности компании: Взаимодействие с биржами и регулирующими организациями; Взаимодействие с аналитиками; ВНУТРИ КОМПАНИИ Участие в разработке стратегии управления акционерным капиталом; Информирование руководства компании об основных тенденциях фондового рынка и мнениях аналитиков.
ПРОЕКТ «КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ» 12 of 27 Некоторые российские компании, имеющие отделы по связям с инвесторами:
ПРОЕКТ «КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ» 13 of 27 Обеспечение информационной прозрачности компании Фактические виды коммуникаций: Участие в брифингах и пресс- конференциях (1); Переписка по электронной почте (2); Личные встречи (3);
ПРОЕКТ «КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ» 14 of 27 Предпочитаемые инвесторами виды коммуникаций Предпочитаемые инвесторами виды коммуникаций: Личные встречи (1); Брифинги и пресс-конференции (2); Переписка по электронной почте (3);
ПРОЕКТ «КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ» 15 of 27 Общение при личной встрече С кем общаются инвесторы при личной встрече? Финансовые директора (87% опрошенных); Руководители подразделений по организации внешнего финансирования (78% опрошенных); Генеральный директор (26% опрошенных); IR – менеджер (17% опрошенных);
ПРОЕКТ «КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ» 16 of 27 Исследование рынка и получение обратной связи Идентификация инвесторов: к то держит ценные бумаги компании. Построение базы данных инвесторов. Опросы инвесторов и аналитиков. Информирование руководства компании о вопросах, ожиданиях и мнениях инвесторов и аналитиков.
ПРОЕКТ «КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ» 17 of 27 Взаимоотношения с инвесторами: способы осуществления личные встречи; участие в брифингах, пресс- конференциях, семинарах и т.д.; переписка; распространение публичной информации о деятельности компании (включая годовые отчеты, проспекты ценных бумаг, пресс-релизы и т.д.); Размещение информации на корпоративном web-сайте
ПРОЕКТ «КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ» 18 of 27 Взаимоотношения с инвесторами: пресс-релизы Основное средство раскрытия новой информации; Каждый пресс-релиз – возможность рассказать о стратегии, расставить акценты, выделить важное; Учет потребностей различных аудиторий; Распространение пресс-релизов и комментариев: равный доступ.
ПРОЕКТ «КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ» 19 of 27 Использование INTERNET Интернет-сайт экономит время и ресурсы как инвесторов, так и специалистов компании! Интернет-сайт должен быть удобным и логичным в навигации. Представляемая информация должна быть полной и своевременно обновляемой. Раскрытие информации на лентах информагентств. Создание списка инвесторов, информационных агентств и аналитиков для регулярной рассылки новостей о компании.
ПРОЕКТ «КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ» 20 of 27 Взаимоотношения с инвесторами: участие в конференциях и встречи с инвесторами Конференции Возможность рассказать о компании большому числу инвесторов за короткое время Возможность расширения круга потенциальных инвесторов Много важных вопросов остается незаданными и/или неотвлеченными Встречи «один на один» Самый лучший способ для инвестора получить ответы на свои вопросы Возможность уделить больше внимания то информации, которая важна именно для этого инвестора Индивидуальные встречи занимают много времени
ПРОЕКТ «КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ» 21 of 27 Раскрытие информации на сайте компании На сайте «NOKIA» отражена следующая информация для акционеров: Анализ биржевой информации и инструменты анализа; Информация о компании (включая информацию о менеджменте компании, вознаграждениях); Отчеты (годовые отчеты и специализированные для аналитиков); Часто задаваемые вопросы; Презентации о компании; График и результаты информационных брифингов; Контакты; Календарь корпоративных событий; На сайте «ЮТК» отражена следующая информация для акционеров: Учредительные документы; Органы управления; Общая информация; Документы ФКЦБ РФ; Ценные бумаги; Аналитика; Рейтинги; Собрание акционеров; Отчетность; Реорганизация Полезные ссылки Презентации Контакты
ПРОЕКТ «КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ» 22 of 27 Раскрытие информации на сайте компании На сайте «Сибнефть» размещена следующая информация для акционеров: Акции и регистратор; Корпоративное управление; Собрания акционеров; Дивиденды; Раскрытие информации; Финансовая отчетность; Центр аналитиков; Презентация для инвесторов; Конференция; Фондовый рынок.
ПРОЕКТ «КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ» 23 of 27 «Вызовы» директорам по взаимодействию с инвесторами Справедливое и эффективное раскрытие информации; Понимание стратегии и ключевых двигателей бизнеса; Управление ожиданиями рынка и справедливая оценка; Правильный выбор и идентификация целевого инвестора; Достижение большего внутреннего понимания и управленческой поддержки взаимоотношений с инвесторами; Улучшение прямого взаимодействия с потенциальными инвесторами;
ПРОЕКТ «КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ» 24 of 27 ВЫВОДЫ Успешные отношения с инвесторами ведут к увеличению стоимости, создаваемой хорошими производственными и финансовыми результатами Практическая реализация программы отношений с инвесторами должна проходить в рамках единой стратегии и на основе анализа целевых аудиторий инвестиционного сообщества Девиз эффективных взаимоотношений с инвесторами: «Никаких сюрпризов!»