Тюленева Татьяна Александровна, учитель физической культуры МОУ «СОШ 12»
Актуальность темы здоровье школьников относится к приоритетным направлениям в сфере образования; увеличение числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения в состоянии здоровья; снижение двигательной активности школьников; физическая культура может компенсировать отрицательные явления.
ПРОТИВОРЕЧИЯ Многофункциональность урока физической культуры Повышенные требования к валеологической направленности Высокий уровень требований к физической подготовленности Снижение интереса к урокам физической культуры
Организация учебного процесса без ущерба здоровью учащихся ПРИНЦИПЫ ВАЛЕОЛОГИИ Сохранение здоровья Укрепление здоровья Формирование здоровья
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся
Причины нарушений здоровья Проблемы Заболевание опорно- двигательного аппарата. Нарушения осанки, плоскостопие. Снижение зрения. Нервно-психические расстройства. Причины Малоподвижный образ жизни. Неправильная привычка. Незнание средств, форм. Недостаточная освещенность. Перегрузка учебными занятиями
активное участие в процессе самих учащихся; создание здоровьесберегающей среды в школе; компетентность и грамотность педагогов; планомерная работа с родителями; взаимодействие с социально-культурной сферой. У СПЕХ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Цель опыта: создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся на уроках физической культуры Задачи развивать мотивацию школьников к занятиям физической культурой и осознанному отношению к здоровью; обеспечивать учащихся необходимой достоверной информацией и технологиями в области формирования здорового образа жизни;
Условия реализации здоровьесберегающего пространства Гигиенический режим Использование оздоровительных сил природы Двигательный режим
Гигиеническиережим Требования к спортивному оборудованию Освещенность зала Требования к расписанию уроков Чистота помещений Личная гигиена учащихся Воздушно- тепловой режим Условия здоровьесбережения
Использование оздоровительных сил природы
Урок физической культуры Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня Внеклассная работа Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия
Приемы мотивации к урокам физической культуры и внеклассным формам работы валеологическое просвещение учащихся и их родителей; проведение нетрадиционных уроков; применение современных средств физического воспитания; комбинирование методов физического воспитания.
Средства здоровьесбережения Закаливание (воздух, вода, солнце) Упражнения на формирование осанки Дыхательные упражнения Упражнения на развитие физических качеств Упражнения для профилактики плоскостопия Массаж (самомассаж) Упражнения на психорегуляцию и релаксацию
Нетрадиционные средства Ритмическая гимнастика Упражнения на тренажерах
Задачи мониторинга: 1. Выявить состояние физической подготовленности и здоровья школьников 2. Разработать рекомендации для индивидуальной работы по совершенствованию физической подготовленности учащихся. 3. Проанализировать результативность работы по физическому воспитанию, сохранению здоровья учащихся в школе.
Мониторинг состояния физической подготовленности учащихся Тестирование в начале года Составление списков по уровням физического развития Ежемесячное тестирование Разработка рекомендаций по развитию «отстающих» качеств Итоговое тестирование Анализ результатов Отслеживание изменения показателей
Результативность 1. Повышение успеваемости по предмету. 2. Рост физической подготовленности. 3. Мотивация к соблюдению здорового образа жизни. 4. Повышение динамики состояния здоровья учащихся
Здоровьесберегающие технологии, должны, несомненно, использоваться в процессе оздоровления школьников.
Литература 1. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Москва «ВАКО», Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Издательство «ВАКО», Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. ООО «Дрофа», Мишин Б.И. Настольная книга учителя физической культуры. АСТ Арстель Москва Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов Москва «Просвещение» Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе», Москва, 2002 г.