СПЕЦИАЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННО- ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА (ТРОПЫ). В число этих средств включают эпитет, сравнение, метафору, олицетворение, метонимию, синекдоху, перифраз, гиперболу, литоту.
ЭПИТЕТОМ называют художественое определение, отмечающее существеную для даного контекста черту в изображаемом явлении. В отличие от логического определения, которое отделяет признаки одного предмета от признаков других (например, «Стену нужно покрасить синей краской», то есть не желтой, не красной, а имено синей), эпитет вызывает в нашем сознании целостное представление о предмете. Так, например, в стихотворении Блока «Незнакомка» мы можем прочитать: И перья страуса склоненые В моем качаются мозгу, И очи синие бездоные Цветут на дальнем берегу.
Эпитетами чаще всего бывают прилагательные, но нередко в качестве эпитетов выступают и существительные («волшебница- зима», «мать - сыра земля»); наречия («на севере диком стоит одиноко»); деепричастия («волны несутся, гремя и сверкая»). Бывают случаи, когда в роли эпитетов выступают местоименые слова, выражающие превосходную степень того или иного состояния человеческой души. На это указал А. Квятковский в своем «Поэтическом словаре» («Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие!»).
Эпитеты можно разделить на изобразительные и лирические (выразительные). Изобразительные эпитеты выделяют существеные стороны изображаемого, не привнося прямую оценку: «...в тумане моря голубом»; «на мутном небе» и т.д. В лирических эпитетах, напротив, ясно выражается отношение автора к изображаемому явлению: «томительная ночи повесть»; «мелькают образы бездушные людей». Подобное деление достаточно условно: изобразительные эпитеты, внешне нейтральные, всегда имеют эмоционально- оценочное значение. В народном поэтическом творчестве встречаются постояные эпитеты: солнце красное; море синее; ветер буйный и т.д., которые могут быть использованы поэтом для создания определеного художественого эффекта.
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ Упражнение 1. Прочитайте предлагаемые ниже словосочетания, выделите в них эпитеты, объясните их смысловое и эмоциональное содержание. Оцените их традиционость. 1) Зловещая дума; 2) ветрила гордых кораблей; 3) звезда печальная; 4) на обнаженой ветке; 5) роковой огонь сражений; 6) надежда сладостная; 7) безумное волненье; 8) в ясной лазури; 9) по бархатным лугам; 10) судьба жестокая; 11) тщетный шум пиров; 12) счастливый край.
Упражнение 2. Составьте словосочетания по схеме «цифра-буква». а) луч 1) неприступный б) замок 2) бледный в)луна 3) ликующий г) сон 4) роковой д)тайна 5) страшный е)жизнь 6) золотой Упражнение 3. Подберите к даным словам изобразительные и лирические эпитеты. Солнце сирень Чувство туман Муза огонь Тишина свет
СРАВНЕНИЕ. Этот прием заключается в уподоблении какого-либо явления другому. Сравнения выражаются различными способами: творительным падежом («и с каждым днем уходит дымом»); формой сравнительной степени прилагательного или наречия («Душа ее зефира тише/ И зрак прекраснее рая»); оборотами с различными союзами (как, будто, точно, словно и т.д.: «Безумных лет угасшее веселье/ Мне тяжело, как смутное похмелье»). лексически (при помощи слов подобный, похожий, это: «Твои глаза подобны звездам»).
По своей форме сравнения могут быть прямыми и отрицательными. Отрицательные сравнения, в отличие от прямых, построены на отделении одного явления от другого, однако внутрене сболижают их, поясняя одно другим. Использование отрицательного сравнения, характерного для устной народной поэзии, может служить знаком стилизации: Что не конский топ, не людская молвь, Не труба трубача с поля слышится... Довольно часто в стихах используются развернутые сравнения, которые состоят не в одномоментном уподоблении единичного признака, а в последовательном представлении целой образной системы. Пример использования развернутого сравнения можно найти в стихотворении Ф. Тютчева «Как над горячею золой».
Упражнение 1. Определите оценочные функции используемых сравнений. Он был крепок и могуч (как трехлетний бык ; как былиный богатырь; как кряжистый дуб; как степной смерч; как свекольная самогонка есаула Громобоева, хлебосольного хозяина, который, лукаво улыбаясь, любил потчевать своим напитком беспечных гостей на Троицу; как реликтовый мастодонт; как тибетский як). Его глаза сияли (как яркие звезды на темном небосводе; как медяки на заскорузлой купеческой ладони; как озера в знойный полдень; как не могут сиять человеческие глаза, так могут сиять только очи влюбленого ангела).
Упражнение 2. Придумайте несколько сравнений разной стилевой окраски. Строчки быстро ложились на бумажный лист, словно За дверью раздался шум, который походил на Упражнение 3. Прочитайте текст. Вставьте пропущеные буквы и недостающие знаки препинания. Третья встреча явила мне Блока ч..тающ..м замечательные стихи о России и он мне каказался подвале(н,н)ым этой любовью целой жизни он был похож на рыцаря который любит Недосяжимую и сердце его истекает кровью от любви. Блок мне к..казался таким дорогим и боли..ким как в весен..м кусте соловей который поет мне песню но ул..тит если я к нему подойду и как свежевыпавший снег которого (не) нужно касаться. (К. Бальмонт)
МЕТАФОРА - это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слов. «Метафора не украшение, не побрякушка - она мощнейшее средство, позволяющее поэту выразить свою жизненую философию», - писал известный стиховед Е. Эткинд. В основу метафоризации может быть положено сходство самых различных признаков: цвета, формы, объема, назначения и т.д.
Метафоры, основаные на сходстве предметов в цвете, особено часто используются при описании природы: «В дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря». Общие черты в характере действия открывают широкий путь для метафорического использования глаголов: «Лениво дышит полдень». Сходство во временой последовательности явлений позволяет использовать такие формы метафоризации: «Догорит золотистым пламенем из телесного воска свеча, и луны часы деревяные прохрипят мой двенадцатый час». Часто в стихах мы встречаем такие выражения, как «железный стих», «туманая юность». В этих случаях метафоричны определения. Они выполняют функцию эпитета и метафоры, потому и называются метафорическими эпитетами.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ является разновидностью метафоры и состоит в переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Однако метафора представляет собой отдельное словосочетание, а олицетворение - это целый образ, складывающийся из отдельных словесных метафор, имеющий в произведении самостоятельное предметное значение: «Ветер со стоном метался по безлюдному острову. Его печальный голос тоскливо звучал над притихшим лесом».
Упражнение 1. Смоделируйте метафоры. Укажите смысловые комплексы, которые становятся источником для их создания. Например: ветер воет (зверь). 1) море; 2)луна; 3)время; 4)любовь; 5)земля; 6) сомнение. а)глотнуть золотого вина из чаши, протянутой солнцем б)догорать, как отблески заката в)терзать г)грозно реветь д)тяжелые шаги е)мутный зрачок
Упражнение 2. Создайте небольшой текст, основаный на метафорическом переносе «город - огромное чудовище». «Издали город кажется огромной челюстью, с неровными, черными________. Он_____ в небо тучами дыма и_____________, как обжора, страдающий ожирением. Войдя в него, чувствуешь, что попал в _____из камня и железа, - в__________, который проглотил несколько миллионов людей и растирает,___________их. Улица - скользкое, алчное__________, по нему куда-то вглубь__________плывут темные__________пищи города - живые люди».
МЕТОНИМИЯ - перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности. Смежность может быть проявлением связи: 1) между содержанием и содержащим: Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый! 2) между автором и произведением: Бранил Гомера, Феокрита,/ Зато читал Адама Смита. 3) между действием и орудием этого действия: Их села и нивы за буйный набег/ Обрек он мечам и пожарам.
4)между предметом и материалом, из которого предмет сделан: Янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе, И, чувств изнеженых отрада, Духи в граненом хрустале. 5)между местом и людьми, находящимися на этом месте: И едва ли кто в городе спал: Ночью пушечный гром грохотал. Не до сна! Вся столица молилась, Чтоб Нева в берега воротилась. Метонимические замены позволяют сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придают изображаемому предметную наглядность.
СИНЕКДОХА - разновидность метонимии, основаная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественого отношения между ними. Обычно в синекдохе употребляется единственое число вместо множественого: К нему и птица не летит, И зверь нейдет. Ученики часто путают метонимию с метафорой: например, рассматривая оборот «гуляло все село», они резоно говорят, что здесь неживой предмет «село» олицетворяется, следовательно, перед нами пример метафоры.
Есть достаточно надежное и простое правило, позволяющее отличить два этих приема: метафора легко переводится в сравнение при помощи слов «как бы», «словно», «вроде» и т. д., а метонимию трансформировать в сравнение нельзя. Сравните два выражения: «спит усталый ветер» и «спит усталый город». Мы можем сказать: «ветер спит подобно человеку» (ветер соотносится по действию с живым существом), попытка подобным образом записать второе выражение приводит к логической несуразице: ясно, что в городе спят находящиеся в домах люди.
Упражнение 1. Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих выражениях: а)его ожидали скипетр и золотая мантия; б)он снял с полки Бунина; в)лисья шуба взвизгнула тонко и пронзительно; г) весь зал оглушительно захлопал; д)перо кипело страстью; е)истину нельзя добыть кулаком; ж)вернулся он старым, измученым человеком и бросил якорь у крутого океанского берега, где мирно дремала тихая деревушка.
Упражнение 2. Выделите в тексте метонимию. Определите ее художественые функции. Просторечие - разговорная речь преимуществено городского населения: части дворянства, мелкого и среднего чиновничества, духовенства, разночиной интеллигенции, мещанства. Оно сильно отличалось и от архаизированого книжного языка, и от офранцуженой речи светского круга. Образцом просторечия Пушкин считал язык московских улиц, живое слово шумных торговых рядов.
ПЕРИФРАЗ - оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существеных признаков или указанием на их характерные черты. (Мы часто говорим: «автор «Героя нашего времени» вместо «М.Ю. Лермонтов»). Перифраз особено был характерен для классицистической поэзии, поскольку позволял «оборачивать» изображаемое явление кружевами высокой, торжественой образности: «Колумб российский через воды/ Спешит в неведомы народы»; «Смиритель стран Казанских». Перифраз позволяет придать тексту торжественое, возвышеное звучание. Он может быть также использован для создания комического эффекта. Очень часто перифраз позволяет избежать неоправданых повторов и служит для связи предложений.
Упражнение 1. Найдите соответствия. 1) спаситель Капитолия а) муза 2) болистающая сталь б) зима 3) солнце русской поэзии в) Прометей 4) весна человеческой жизни г) швед 5) седая чародейка д) сабля 6) пермесская богиня е) гусь 7) потомок викингов отважных ж) Пушкин 8) волшебный прибор Левенгука 3) Гомер 9) прикованый к скале Титан и) микроскоп 10) бессмертный творец «Илиады» к)юность
ГИПЕРБОЛА и ЛИТОТА. Гипербола - образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. Литота -выражение, содержащее, в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления: Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (Н. Некрасов). Использование гиперболы и литоты позволяет писателю усилить выразительность образа, выделить мысль, придать ей необычную форму и яркую эмоциональную окраску. Так, Некрасов заканчивает стихотворение, посвященое Николаю Добролюбову, следующими строчками: Природа-мать! Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни...
Гиперболизация основана не на переносе значения, а на демонстративно- преувеличеном изображении каких-либо качеств, свойств, признаков явления. Например, можно сказать: «Мужчина крикнул громко». А вот иной вариант сообщения о том же самом явлении: «Он так кричал, что в соседних домах стекла повылетали». Содержание фразы как будто бы осталось прежним: нам сообщили о мужчине, который издал очень громкий крик, но использование преувеличения позволило, во-первых, придать ей образность, во-вторых, сообщение приобрело явную эмоциональность
Художественый эффект гиперболы (как и литоты) основывается на удивительном парадоксе: она самым очевидным образом противоречит законам объективной действительности, формальной логике, эмпирическому опыту. Но при этом она воспринимается не как обман, а как факт художественой реальности, как особая форма существования истины, сила которой не в соответствии здравому рассудку, а в ее эмоциональной убедительности.
Упражнение 1. Создайте гиперболы и литоты. Чтобы вы могли понять, какой нос был у Ландоцкого, представьте ________________________________ Она узнала о его смерти на следующий день, и с тех пор солнце больше__________________________. Он схватил пудовый котел с кашей, которой хватило бы, чтобы досыта_________________дюжих молодцов, и________________________________. Руки у нее были тоньше__________________. Таких глаз не было_____________________. Стало так тихо, что можно было услышать, как на другом конце Земли___________________________
ФИГУРЫ РЕЧИ Риторический вопрос. Риторическое восклицание
Повтор - одна из самых распространеных стилистических фигур. Существуют разнообразные виды повторов, но общее их значение состоит в том, что автор повторяет те звуки, те слова, те выражения, те предложения, которые он считает наиболее значимыми. Задача исследователя - выявить, какую художественую роль играет усиленый повтором компонент. Простейший вид повтора имеет вид «АА» и представляет собой простое повторение какого- либо слова (или слов): «Душа, душа, спала и ты». В тексте обычно используются более сложные комбинации - такие, как анафора, эпифора, анадиплосис (подхват) и т.д.
а) Анафора - единоначалие ( схема А... А...), повтор слова или группы слов в начале некоторых стихов, строф или фраз. («Жара вставала стеной. Жара душила его своими горячими руками. Жара сводила с ума...») б)Анадиплосис (подхват) - повтор последнего слова (группы слов) предыдущего предложения в начале следующего. («Тогда он тихонько запел песню. Песню, которой его научила мать».) в) Рефрен - повтор самостоятельного предложения, логически обособленого от основного текста. г) Градация - всякая цепь элементов высказывания с постепеным нарастанием значимости («ни позвать, ни крикнуть, ни помочь») или убыванием («Все грани чувств, все грани правды в мирах, в годах, в часах»). По аналогии со стилистической градации говорят о сюжетной градации.
Параллелизм - (от греч. parallelos - находящийся или идущий рядом) тождественое или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый образ. Синтаксический параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. («По небу плывут тощие тучи. Над рекой висят серые клочья тумана. В душе затаилась угрюмая боль».) Анализируя текст, вы можете столкнуться с еще одним видом параллелизма - композиционым. Он основан на сходстве сюжетных линий, смысловой параллельности частей: например, описание осеней распутицы предваряет описание внутренего состояния персонажа.
Многосоюзие (полисиндетон) - повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, чаще всего используется в положении анафоры. («Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр».) Бессоюзие (асиндетон) - такое построение предложений, при котором однородные члены предложения или части сложного предложения связываются без помощи союзов. («Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари...») Эллипсис состоит в пропуске подразумеваемого слова. В зависимости от контекста создает эффект бытовой небрежности, мудрого лаконизма, «телеграфной» деловитости, лирической взволнованости, разговорного просторечия и т.д. («Ввели и - чарку - стук ему!»)
Инверсия является одним из важнейших средств интонационо-синтаксического выделения слов или их сочетаний. Она состоит в постановке выделяемых слов на синтаксически необычное для них место. Поэтому инверсия предполагает нарушение обычного порядка слов. Так, например, логика развития мысли требует, чтобы в повествовательном предложении на первом месте стояло подлежащее, а сказуемое - на втором. Если поэт меняет их местами, то, скорее всего, мы имеем дело с инверсией.
Инверсивными считаются в русском языке следующие сочетания: а)определение стоит после определяемого слова: Сижу за решеткой, в темнице сырой (сырая темница); б)обстоятельство (наречие) стоит после главного слова: На севере диком стоит одиноко (одиноко стоит); в)дополнения и обстоятельства, выраженые существительными, стоят перед главным словом: Часов однообразный бой (однообразный бой часов); г)сказуемое стоит перед подлежащим: Роняет лес багряный свой убор (лес роняет убор).
Антитеза - это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия. («Ученье -свет, а неученье - тьма»). Оксюморон - стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. (Горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание).
Сгруппируйте парами антитезы по схеме «цифра-буква». а) нищенские лохмотья поражение б) блеск медяков триумф в) гибельный закат царская мантия г) славная победа маршальский жезл д) горький плач ликующие крики е) нож мясника величественое сияние правды ж) разочарованый вздох радужные надежды