МИКРОЭКОНОМИКА Рынок и рыночный механизм Спрос и предложение Основы теории фирмы. Постоянные и переменные затраты Рынок труда Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
Круговой поток производственных ресурсов, товаров и услуг, денежных платежей
СПРОС (DEMAND) Количество товаров, которое хотят и могут приобрести при всех возможных ценах.
Спрос зависит от: Ценового фактора (изменение цены товара); Неценовых факторов: Доходов потребителей; Цен товаров – заменителей (субститутов); Цен товаров – дополнительной (комплементов); Количества покупателей; Предпочтений и ожиданий покупателей.
Закон спроса: чем выше цена, тем меньше величина спроса при прочих равных условиях
График спроса P Q D
Исключения из закона спроса: Эффект Веблена; Эффект Гиффена; Эффект сноба; Эффект присоединения к большинству.
Влияние неценовых факторов: Рост цены заменителя => рост спроса; Рост цены дополнителя => снижение спроса; Рост дохода => рост спроса на нормальные блага; Рост дохода => снижение спроса на инфериорные блага; Рост числа покупателей => рост спроса.
Изменение спроса P Q D D
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (SUPPLY) ПРЕДЛОЖЕНИЕ (SUPPLY) Количество товаров, которое хотят и могут предложить к продаже при всех возможных ценах.
Закон предложения: чем выше цена, тем больше величина предложения при прочих равных условиях
Предложение зависит от: Ценового фактора (изменение цены товара); Неценовых факторов: Цен производственных ресурсов; Налогов; Субсидий; Количества продавцов; Намерений и ожиданий продавцов, изменения технологий.
График предложения P Q S
Изменение предложения P Q S S
Рыночное равновесие P Q S D излишек дефицит
ФИРМА
Фирма - организация, целью которой является получение прибыли.
Юридические лица Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. (Гражданский кодекс, гл.4)
Коммерческие и некоммерческие организации Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации), либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). (Гражданский кодекс, гл.4)
Коммерческие и некоммерческие организации Хозяйственные товарищества и общества Производственные кооперативы Государственные и муниципальные унитарные предприятия Потребительские кооперативы Общественные и религиозные организации Фонды Учреждения Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
Хозяйственные товарищества и общества Хозяйственные товарищества и общества Хозяйственные товарищества Полное товарищество Товарищество на вере Хозяйственные общества Акционерное общество Открытое Закрытое Общество с ограниченной ответственностью Общество с дополнительной ответственностью
Товарищества и общества хозяйственные товарищества объединение людей; хозяйственные общества объединение капиталов.
Цель фирмы – максимизация прибыли Прибыль = Доход (выручка) – Затраты Прибыль Норма прибыли = (Рентабельность) Затраты
Затраты (издержки): Внешние (бухгалтерские, явные) – заработная плата, арендная плата, амортизационные отчисления, налоги и т.д.; Внутренние (неявные) – затраты собственных ресурсов фирмы, неполученный доход – проценты по депозитам, арендная плата за собственные помещения или землю, возможная заработная плата предпринимателя.
Затраты (издержки): Переменные – зависящие от объема производства (затраты на сырье, сдельная заработная плата, косвенные налоги и т.д.); Постоянные – не зависящие от объема производства (арендная плата, заработная плата администрации, амортизационные отчисления, налог на имущество и т.д.).
Типы рыночных структур Совершенная конкуренция; Монополистическая конкуренция; Олигополия; Монополия.