Информационно- коммуникативные технологии в обучении истории и обществознания
Ни один завоеватель Не может изменить сущность масс Ни один государственный деятель: Но учитель… может совершить больше, Нежели завоеватели и государственные главы, Они, учителя, могут создать новое воображение И освободить скрытые силы человечества. Николай Рерих
В школу пришли информационные технологии. Вне зависимости от того, какая школа сельская или городская. Сегодня информационные технологии в обучении истории – это не дань моде, а средство достижения нового качества образования, что соответствует главной задаче российской образовательной политики. В школу пришли информационные технологии. Вне зависимости от того, какая школа сельская или городская. Сегодня информационные технологии в обучении истории – это не дань моде, а средство достижения нового качества образования, что соответствует главной задаче российской образовательной политики. Новые педагогические технологии могут быть построены только на основе знаний о детях. Новые педагогические технологии могут быть построены только на основе знаний о детях.
Продуктом инновационной деятельности является только системное обновление всей учебно-воспитательной деятельности. Продуктом инновационной деятельности является только системное обновление всей учебно-воспитательной деятельности. На протяжении последних десяти лет информационные технологии активно используются в процессе преподавания истории, при подготовке и проведении школьных лекций, организации тестирования, в проектной деятельности обучающихся, при подготовке к ЕГЭ и внеклассной работе по предмету. На протяжении последних десяти лет информационные технологии активно используются в процессе преподавания истории, при подготовке и проведении школьных лекций, организации тестирования, в проектной деятельности обучающихся, при подготовке к ЕГЭ и внеклассной работе по предмету.
Какая форма использования лучше? Какая форма использования лучше? Разрабатывая методику, целесообразно исходить из идеи органичного введения новых технологических средств в традиционный урок. Для достижения цели урока надо думать не только об эмоциональной окраске и зрелищности, а органично сочетать вербальные методы обучения с методами поисковой и творческой деятельности. Разрабатывая методику, целесообразно исходить из идеи органичного введения новых технологических средств в традиционный урок. Для достижения цели урока надо думать не только об эмоциональной окраске и зрелищности, а органично сочетать вербальные методы обучения с методами поисковой и творческой деятельности.
Так реализуется задача перехода от «знаниевой» парадигмы образования к «деятельностной». Так реализуется задача перехода от «знаниевой» парадигмы образования к «деятельностной».
Все это способствует формированию УУД самостоятельного приобретения знаний обучающимися. Все это способствует формированию УУД самостоятельного приобретения знаний обучающимися. Использование ИКТ создает основу для организации самостоятельной деятельности обучающихся по анализу и обобщению информационного массива. Использование ИКТ создает основу для организации самостоятельной деятельности обучающихся по анализу и обобщению информационного массива. Те ученики, которые активно работают с компьютером, проявляют наибольший интерес к предмету, у них формируется более высокий уровень самообразовательных навыков и умений – анализа и структурирования получаемой информации. Те ученики, которые активно работают с компьютером, проявляют наибольший интерес к предмету, у них формируется более высокий уровень самообразовательных навыков и умений – анализа и структурирования получаемой информации.
На протяжении многих лет обучения истории и обществознания, в основном, и учителя и ученики обращались к таким источникам информации: На протяжении многих лет обучения истории и обществознания, в основном, и учителя и ученики обращались к таким источникам информации:
Источники информации: Энциклопедии; Энциклопедии; Словари; Словари; Монография; Монография; Справочники; Справочники; Хрестоматии; Хрестоматии; Газеты, журналы и т.д. Газеты, журналы и т.д.
Сегодня, все это в большом объеме представлено не только на электронных носителях, но и в Интернете. Сегодня, все это в большом объеме представлено не только на электронных носителях, но и в Интернете.
ИНФОРМАЦИЯ ТЕКСТОВАЯСТАТИСТИЧЕСКАЯГРАФИЧЕСКАЯ
Объемы компьютерной информации превышают объемы любых печатных изданий. Задача учителя состоит в том, чтобы обучающиеся изучали Интернет не стихийно. Необходимо провести беседу о методах сбора, поиска и обработки информации. Объемы компьютерной информации превышают объемы любых печатных изданий. Задача учителя состоит в том, чтобы обучающиеся изучали Интернет не стихийно. Необходимо провести беседу о методах сбора, поиска и обработки информации. Можно рекомендовать определенные сайты, помочь правильно сформулировать запрос. Правильная формулировка – залог получения успешного и быстрого результата. Можно рекомендовать определенные сайты, помочь правильно сформулировать запрос. Правильная формулировка – залог получения успешного и быстрого результата.
Уроки-семинары, практические работы, конференции, дискуссии можно организовывать с помощью Интернета. При этом работа на уроке может быть организована в следующих формах: Уроки-семинары, практические работы, конференции, дискуссии можно организовывать с помощью Интернета. При этом работа на уроке может быть организована в следующих формах:
ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ обучающиеся используют материалы сайтов, найденные по заданным адресам обучающиеся самостоятельно подбирают необходимую информацию.
Как начать освоение информационных технологий? Как начать освоение информационных технологий? Приступая к работе, прежде всего определить, в каком режиме учитель собирается использовать компьютер Приступая к работе, прежде всего определить, в каком режиме учитель собирается использовать компьютер
Режим Использования информации Средство для выхода в Интернет и поиска в нем информации Сравнение отчетности и документации Работа с тематическими (предметными компакт – дисками) Проведение тестирования, рубежного и итогового контроля Организация проектной и внеурочной деятельности по предмету Подготовка презентации
После выбора задач необходимо определиться с материальной базой. Когда все найдено, можно смело работать. После выбора задач необходимо определиться с материальной базой. Когда все найдено, можно смело работать. Кроме того, можно посетить в Интернете сайты и познакомиться с опытом работы коллег в данном направлении.
(htt://som.fsij.ru) Сайт «Сетевого объединения методистов» (htt://lesson-history.narod.ru) Уроки презентации (htt://art- rus.narod.ru/galleri.htmt) Сайт «Картинная галерея» (htt:// Сайт творческих учителей (htt://his.1 september.ru) Газета «История и сайт для учителя «Я иду на урок» (htt:// Сайт «Родина» (htt:// Сайт «Я помню» (о ВОВ) (htt://russia.rir.ru) Сайт «Россия великая» (htt:// Сайт «Русь изначальная» (htt:// Журнал Преподавание Истории в школе (htt://soyuzssr.narod.ru) Сайт «Советский Союз» (htt:// Библиотека электронных ресурсов
Ученикам необходимо предложить список сайтов для более быстрого и результативного поиска информации. Ученикам необходимо предложить список сайтов для более быстрого и результативного поиска информации. Особое внимание при использовании ИКТ можно уделить совместной работе учителя и ученика при совместной презентации Особое внимание при использовании ИКТ можно уделить совместной работе учителя и ученика при совместной презентации
подбор исторического материала, обработка его с методической точки зрения работа по составлению презентации (цвет, рисунки, звук и т.д.) Новые исторические знания Новые информационно- технологические навыки
Современный учитель не может и не должен быть единственным источником информации. Интернет может стать не только другом, но и врагом ученика. Учитель должен стать эффективным навигатором ученика. Современный учитель не может и не должен быть единственным источником информации. Интернет может стать не только другом, но и врагом ученика. Учитель должен стать эффективным навигатором ученика. ИКТ в обучении истории нельзя назвать данью моде. Это прежде всего возможность улучшить качество образования. С помощью ИКТ успешно решаются образовательные задачи, как в урочное, так и в неурочное время. ИКТ в обучении истории нельзя назвать данью моде. Это прежде всего возможность улучшить качество образования. С помощью ИКТ успешно решаются образовательные задачи, как в урочное, так и в неурочное время.
С помощью ИКТ появилась возможность индивидуализировать обучение. С помощью ИКТ появилась возможность индивидуализировать обучение. Использование ИКТ дает прекрасную возможность формирования и развития у обучающихся мотивации изучения истории. Использование ИКТ дает прекрасную возможность формирования и развития у обучающихся мотивации изучения истории.