«Формирование основной образовательной программы дошкольного образования с учетом примерной ООП ДО».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС ДО – поддержка детской инициативы
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
Целевой раздел ООП ДО. Целевой раздел включает : Пояснительная записка Планируемые результаты.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГБДОУ детский сад 1 Красногвардейского района Санкт-Петербурга 2015 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО.
Структура ФГОС ДО I Общие положения II Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования III Требования к условиям реализации.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
« ФГОС дошкольного образования. Особенности построения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации» Муниципальное бюджетное дошкольное.
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия ; - обеспечение равных возможностей полноценного.
ФГОС дошкольного образования разработан и утверждён советом впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
ВВЕДЕНИЕ ФГОС ДО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ФГОС ДО Кириллов Иван Львович, зам. директора по.
Образовательная программа МБДОУ Широкинскийдетский сад разработана в соответствии: 1. Федеральным законом РФ «Об образовании в РФ» от
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Москва, 28 июня 2013 г. И.Л. Кириллов, зам. директора по научной работе ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО.
ФГОС ДО утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. No1155 Основан на ФЗ No273 от г «Об образовании в Российской.
Транксрипт:

«Формирование основной образовательной программы дошкольного образования с учетом примерной ООП ДО».

Цель: на основе анализа Примерных основных образовательных программ дошкольного образования, которые проходят экспертизу на право включения в федеральный реестр примерных основных образовательных программ дошкольного образования, разработать алгоритм изучения Примерных ООП ДО и формирования в каждой ДОО на его основе основной образовательной программы дошкольного образования

Структура проведения МО:

I.Организация образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) в соответствии с новыми нормативными документами

II.Основные подходы к моделированию образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС дошкольного образовании.

III.Работа в группах с материалами Примерных ООП ДО, заполнение таблицы «Сравнительный анализ Примерных основных образовательных программ дошкольного образования».

IV.Алгоритм анализа Примерных ООП ДО в части их соответствии ФГОС дошкольного образования и специфике ДОО.

Какими документами регламентируется организация образовательной деятельности в ДОУ?

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 30 августа 2013 г. N 1014 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Важно отметить, что приказ Минобрнауки России от N 2562 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" отменен.

Организация и осуществление образовательной деятельности. Формы организации (получения) дошкольного образования: -в дошкольных образовательных организациях; - вне организаций – в форме семейного образования.

Формы обучения – обучение по конкретной основной общеобразовательной программе – образовательной программе дошкольного образования ДОО, на основании договора с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, может использовать сетевую форму реализации образовательной программы дошкольного образования

Какими нормативными документами - определяются формы получения ДО и формы обучения по ОП ДО ? - устанавливаются сроки получения дошкольного образования? - определяется содержание дошкольного образования? (п.2.1 ) - Определяются требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения ОП ДО? - Кем и в соответствии с какими нормативными документами разрабатывается ОП ДО ? (п.2.5)

2. Основные подходы к моделированию образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС дошкольного образования

1. Подбор методических материалов, которые могут оказать содействие при формировании ООП ДО.

Например: Концепция «Дошкольное образование как ступень системы общего образования» (2005 г., авторы - разработчики: В.И. Слободчиков, Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов, И.Л. Кириллов), разработанной в Институте развития дошкольного образования РАО.

учебной, комплексно - тематической, предметно - средовой. Особенности трех моделей - прототипов необходимо иметь в виду при организации образовательной деятельности в конкретном ОУ (с учетом контингента обучающихся).

1 - взаимодействие педагога с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 2- формы организации содержания образования; 3- изменение развивающей предметно - пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации. (Ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала).

В настоящее время в образовательном процессе выделяется два основных блока: 1. совместная партнерская деятельность взрослого с детьми; 2. свободная самостоятельная деятельность детей. Такая структура образовательного процесса должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3-7 лет) и как единственно возможная для детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет).

Вспомним! Специфика дошкольного образования. Федеральный Закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» о специфике дошкольного образования» (Статья 64, Направленность и цели дошкольного образования )

Нормативно-правовая база федерального уровня Федеральный закон от «Об образовании в Российской Федерации» Статья 64. Дошкольное образование 1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. 1. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

В соответствии с положениями Д.Б. Эльконина - специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является, по сути, процессом «усвоения» содержания в видах деятельности. В соответствии с концепцией Л.С, Выготского схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем - в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.

В процессе взаимодействия у ребенка: происходит развитие способов (средств) действия; развивается познавательная мотивация и увлеченность; развиваются и транслируются культурные нормы, в том числе нормы взаимодействия с другими людьми. Педагог подбирает средства развития (методы, формы, материал), тем самым -возникают (не возникают) индивидуальные образовательные траектории.

Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми (Н.А. Короткова): 1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми. 2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения). 3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организационного и рабочего пространства). 4. Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).

1. Образовательная программа Организации определяет содержание и организацию образовательной деятельности. 2. Педагогический коллектив самостоятельно создает свою модель педагогического процесса, а, следовательно, педагоги свободны в выборе технологий, форм, средств, методов для реализации основных целей и задач дошкольного образования. 3. Структурные подразделения в одной Организации (далее - Группы) могут реализовывать разные Программы. ( Приказ Минобнауки России от «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» ).

Конструирование образовательного процесса педагогом обеспечивается при условии комплексного планирования образовательных, воспитательных и развивающих задач на основе анализа педагогической ситуации, прогнозирования развития воспитанников и материализуется в плане работы.

-Комплексно - тематическая модель организации образовательных содержаний. Тема выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально - образной форме; реализуется в разных видах деятельности (тематический день, неделя, месяц). - Предметная среда гибко меняется в соответствии с содержанием - темой. - Образовательный процесс направлен не только на расширение осведомленности ребенка об окружающем, важны воспитательные цели, ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала. - Выстраиваются партнерские взаимодействия взрослого с ребенком. Предъявляются высокие требования к общей культуре воспитателя и его творческому потенциалу.

1. Наполнить жизнь ребенка интересным содержанием. 2. Творческий подход к отбору содержания, на основе интеграции, с использованием разнообразных методов и приемов. 2. Широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций. 4. Вариативность в отборе тем, форм, средств, методов, их новизна и разнообразие. 5. Исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма. 6.Внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям.

Требования к структуре ООП ДО в соответствии с ФГОС дошкольного образования Какие основные разделы должна включать ООП ДО? (приложение 3)

Структура ООП ДО включает три основных раздела: 1. Целевой (п ) 2. Содержательный ( п ) 3. Организационный (п ) В каждом разделе должны отражаться обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Сравнительный анализ Примерных основных образовательных программ дошкольного образования

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «На крыльях детства» / под редакцией Н.В. Микляевой 3. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки» / под редакцией Л.А. Парамоновой. 4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» / под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой

5. Хилтунен Е.А., Борисова О.Ф., Михайлова В.В. Проект Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детский сад по Монтессори». 6. Юдина Е.Г., Виноградова Л.С, Карунова Л.А., Мальцева Н.В., Бодрова Е.В., Славин С.С. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Открытия».

Цель анализа: изучить основные структурные компоненты Примерных ООП ДО в части их соответствия ФГОС дошкольного образования (кроме содержательного раздела) и рассмотреть возможность их использования в своей ДОО с учетом имеющейся специфики.

По результатам анализа каждой группе необходимо заполнить прилагаемую таблицу «Сравнительный анализ Примерных основных образовательных программ дошкольного образования» Наименование Примерной ООП ДО Структура Примерной ООП ДО Целевые установки или Концептуальные основы Примерной ООП ДО Кадровые условия реализации Примерной ООП ДО Развивающая предметно – Пространственная среда, необходимая для реализации Примерной ООП ДО 12345

4. Алгоритм анализа Примерных ООП ДО в части их соответствия ФГОС дошкольного образования и специфике ДОО

1. Изучите Примерную ООП ДО и выделите в ней структурные компоненты в соответствии с ФГОС дошкольного образования. 2. Проанализируйте целевые и концептуальные установки Примерной ООП ДО и соотнесите с особенностями Вашей ДОО и возможностью их реализации. 3.Выясните, существуют ли специальные требования к педагогам, реализующим данную Примерную ООП ДО. Соотнесите с возможностями Вашей ДОО. 4. Познакомьтесь со спецификой развивающей предметно- пространственной среды и проанализируйте потенциал Вашей ДОО в ее создании. 5. Сделайте общий вывод о внедрении в образовательный процесс конкретной Примерной ООП ДО.

Домашнее задание: Проанализируйте Примерные ООП ДО с точки зрения соответствия принципам ФГОС ДО Принципы ФГОС дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от ) Примерная ООП ДО «На крыльях детства» Примерная ООП ДО «Детский сад по Монтессори». Примерная ООП ДО «Детство» Примерная ООП ДО «От рождения до школы» Примерная ООП ДО «Открытия». Примерная ООП ДО «Истоки» Программа должна соответствовать следующим принципам: 1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития 2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных способностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования (далее - индивидуализация дошкольного образования) 3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений

Принципы ФГОС дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от ) Примерная ООП ДО «На крыльях детства» Примерная ООП ДО «Детский сад по Монтессори». Примерная ООП ДО «Детство» Примерная ООП ДО «От рождения до школы» Примерная ООП ДО «Открытия». Примерная ООП ДО «Истоки» 4. Поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности 5. Сотрудничество Организации с семьей 6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства 7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности 8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) 9. Учет этнокультурной ситуации развития детей