Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания Токарева Е.А. МБОУ «Очёрская СОШ 3» г.Оханск, 2014
Что значит мыслить «критично»?
Открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт(личностные УУД); Открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт(личностные УУД); Мышление, анализирующее информацию с точки зрения логики;(познавательные УУД) Мышление, анализирующее информацию с точки зрения логики;(познавательные УУД) Мышление анализирующее, оценивающее и проблематизирующее; Мышление анализирующее, оценивающее и проблематизирующее; Мышление рефлексивное Мышление рефлексивное
Можно ли научить мышлению?
ФАЗА «ВЫЗОВА» ФАЗА «РЕАЛИЗАЦИИ СМЫСЛА» ФАЗА «РЕФЛЕКСИИ» Три фазы технологии развития критического мышления
ЗАДАЧИ ФАЗЫ «ВЫЗОВА» актуализация имеющихся знаний, представлений; пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме; учащиеся определяют направления в изучаемой теме; Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально – в парах – группах. «ФАЗЫ» Доп.информация
ЗАДАЧИ ФАЗЫ «РЕАЛИЗАЦИИ СМЫСЛА» организация активной работы с текстом; удовлетворение познавательных «запросов»; формирование отношения к тексту. Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, материал параграфа), работа ведется индивидуально или в парах. 3 1 Доп.информация «ФАЗЫ» 24
ЗАДАЧИ «РЕФЛЕКСИИ» соотнесение старых и новых представлений; обобщение изученного материала; определение направлений для дальнейшего изучения темы. Творческая переработка, анализ изученной информации, работа ведется индивидуально – в парах – в группах. 1 3 Доп.информация ДАЛЕЕ 24
Деятельность учащихся Возможные приемы и методы Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию до ее изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ. Ставят собственные цели. Составление списка известной информации, рассказ – предположение по ключевым словам; - систематизация материала (графическая) кластеры; таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д. НАЗАДСТАДИЯ«ВЫЗОВА»
Деятельность учащихся Возможные приемы и методы учащиеся читают, (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации. Отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом, продолжают активно конструировать цели своего учения. методы активного чтения: - ведение различных записей типа, бортового журнала; - Составление «толстых» и «тонких» вопросов - поиск ответов на поставленные в первой части занятия вопросы и т.д. НАЗАДСТАДИЯ «РЕАЛИЗАЦИИ СМЫСЛА»
Деятельность учащихся Возможные приемы и методы Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленной ранее индивидуально целей. Они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию Заполнение кластеров; таблиц, установление причинно- следственных связей между блоками информации;- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;- ответы на поставленные вопросы;- организация устных и письменных круглых столов;- организация различных видов дискуссий;- написание творческих работ (пятистишия – синквейны, эссе);- исследования по отдельным вопросам темы и т.д. НАЗАДСТАДИЯ«РЕФЛЕКСИИ»
Приёмы, применяемые на уроках истории.
«Понятийное колесо» Ключевое понятие
Стратегия ЗХУ «З» знаем«Х» хотим узнать «У» узнали
«ВЕРНЫЕ-НЕВЕРНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ»
«Рыбная кость» Проблема:Выводы: Причина: факты:
Творческое задание по формированию познавательных УУД «Мода Древней Руси»
Выводы: При нахождении, осмыслении, анализе информации При составлении схем, таблиц, графиков Формируются познавательные УУД: анализ, синтез Познавательные УУД : знаково- символические