Развитие личностных УУД на уроках литературы Учитель русского языка и литературы МБОУ «Дубровская СОШ» Оханского района Бушуева Т. В.
«Литература – особый способ познания жизни…один из ведущих гуманитарных предметов», который «содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности…»
«… Метапредметные результаты проявляются в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции …» (с. 4 – 7 ФГОСов второго поколения)
Ты ведь, боль, ещё и болью не была, Так… сквозь сердце пролетевшая стрела. Та стрела ещё стрелою не была, Так… тупая бесталанная игла. Та игла ещё иглою не была, Жаль, что я от этой боли умерла. И. Мориц
Тема урока «Беспощаден кто-то к человеку!» Анализ рассказа И. А. Бунина «Роман горбуна»
Бунин Иван Алексеевич
Цели учителя: Формировать у детей умение совершенствовать навыки анализа текста. Развивать у учащихся интерес к чтению на примерах небольших по объёму произведений классической (современной) литературы. Формировать позитивное отношение к окружающей действительности. Воспитывать толерантное отношение к людям.
Лексическое значение слова «роман» 1. Обозначение жанра литературного произведения 2. Любовные чувства, любовные отношения 3. Мужское имя
Роман горбуна Горбун получил анонимное письмо, приглашение на свидание. «Будьте в субботу, пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! – давно знаю, давно люблю вас, ваш гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество… Я хочу надеяться, что и Вы найдёте, быть может, во мне душу, родную Вам… Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке – шёлковый лиловый зонтик, в правой – букетик фиалок…». Как он был потрясён, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил новые (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюма) галстук, дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими; на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели… Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надев в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой – зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошёл в сквер возле собора, вдруг оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, - горбунья. Беспощаден кто-то к человеку!
Какова тема текста? Тип текста? Какова композиция рассказа? Есть ли экспозиция? Сколько частей в рассказе?
Горбун получил анонимное письмо, приглашение на свидание. «Будьте в субботу, пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! – давно знаю, давно люблю вас, ваш гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество… Я хочу надеяться, что и Вы найдёте, быть может, во мне душу, родную Вам… Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке – шёлковый лиловый зонтик, в правой – букетик фиалок…» Как он был потрясён, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил новые (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюма) галстук, дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими; на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели… Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надев в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой – зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошёл в сквер возле собора, вдруг оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, - горбунья. Беспощаден кто-то к человеку!
Какова основная мысль каждой части? 1. Анонимное письмо 2. Приглашение на свидание 3. Описание рокового часа (Душевные волнения горбуна) 4. «Беспощаден кто-то к человеку!»
Какие впечатления возникли от начала рассказа? Чего ожидаем? А конец? Неожиданный? Или ожидаемый? Почему? (Несоответствие ожидаемого действительности)
Как автор показывает смятение чувств героя? Он потрясён, ждал субботы, первое любовное письмо. Весь день прожит им на одном дыхании. Свой костюм он подбирает к её костюму. Перчатки сиреневые - к её букету фиалок. Она была одета в серый английский костюм – богатый, строгий, без воланов, по тем временам. Он, наряжаясь перед зеркалом, как девушка, волнуется, без конца перевязывает галстук. У него дрожащие холодные пальцы. Тонкие, длинные пальцы - у натуры тонкой, аристократичной. Красивый румянец. Прекрасные глаза (эпитет) потемнели. Так и хочется добавить «с густыми ресницами». Тонкие пальцы – красивый румянец – прекрасные глаза – триада по возрастающей. Как называется такой приём? (градацией) Сидит на краешке кресла, как гость, двигается медленно… но на улице не мог владеть собой, зашагал быстрее, объятый блаженным страхом (оксюморон).
И вдруг… оцепенел на месте… Подберите синоним к слову «оцепенел»
Ты ведь, боль, ещё и болью не была, Так… сквозь сердце пролетевшая стрела. Та стрела ещё стрелою не была, Так… тупая бесталанная игла. Та игла ещё иглою не была, Жаль, что я от этой боли умерла. И. Мориц
«Оцепенел» = «умер» Почему? От чего? (От разочарования, от душевной боли)
Даёт ли автор прямой ответ на вопрос-восклицание? Почему? (Даёт возможность читателю самому поразмышлять над этим вопросом)
Бывает ли любовь с первого взгляда? Сколько раз в жизни может любить человек? Бывает ли человек несчастлив в любви? Какую проблему автор ставит перед читателем? Над чем размышляет сам? Над чем заставляет задуматься? Какие проблемные вопросы ставит?
Причины 1. Человек виноват сам. Он не уважает, не любит себя. 2. Отсутствие готовности идти на диалог с самим собой, с другим человеком, с окружающим миром. (Он не готов идти на диалог. А она готова.) 3. Несоответствие ожидаемого действительности. «Любящему часто и некрасивое кажется прекрасным». 4. Виновато общество – физический недостаток человека отталкивает, возникает брезгливость, т.е. мешают стереотипы. 5. Судьба. Рок. Человек бездействует. Поэтому всё время оглядываемся на судьбу, рок (роковое письмо получил, ждал рокового часа). Ропщем на жизнь, на судьбу, на Бога.
Варианты решения проблемы 1. Человек должен сам себя полюбить, т.е. принять себя таким, какой он есть. Выявить все положительные и отрицательные стороны. Минусы стремиться переработать в плюсы. 2. С готовностью идти на диалог с самим собой и окружающими. 3. Реально смотреть на жизнь. 4. Адекватно оценивать себя в мире.
Тезисы 1. «Берегите любовь, как драгоценную вещь» К. Г. Паустовский, писатель 2. «Любовь и убивает, и воскрешает нас» Р. Гамзатов, поэт 3. «Где любовь, там и слёзы» С. Ихара, японский писатель 4. «Любовь – это удивительный фальшивомонетчик, постоянно превращающий не только медяки в золото, но нередко и золото в медяки» О. де Бальзак, французский писатель
Кто же беспощаден к человеку?
Закончите, пожалуйста, предложение «На этом занятии я научилась…………………….. задумалась…………………… поняла…………………………. узнала…………………………»