ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ. ТЕМА «РУКОДЕЛИЕ» Учитель технологии Овчинникова А.Н. МБОУ «Большесосновская СОШ»
. Из ФГОС: II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования 8. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: …метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Условия и средства формирования коммуникативных действий Как уже упоминалось, учебная деятельность по своему характеру (при традиционном обучении) остается преимущественно индивидуальной, но дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль Как уже упоминалось, учебная деятельность по своему характеру (при традиционном обучении) остается преимущественно индивидуальной, но дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль в условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно (т.е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре. в условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно (т.е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре.
В среднем звене формируется Умение договариваться, находить общее решение, Умение договариваться, находить общее решение, ставить цели и планировать ее достижение, распределять функции в группе, ставить цели и планировать ее достижение, распределять функции в группе, умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, умение разрешать конфликты, умение разрешать конфликты, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
коммуникативная компетентность это умение ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения
Концепция формирования универсальных учебных действий и компетентностный подход определяют формирование и развитие коммуникативной компетенции в качестве и цели, и промежуточного результата обучения. Концепция формирования универсальных учебных действий и компетентностный подход определяют формирование и развитие коммуникативной компетенции в качестве и цели, и промежуточного результата обучения.
Коммуни кативная компетенция Языко вая компетенция социолин гвисти ческая компетенция социаль ная компетенция Социо культур ная компетенция информационная компетенция Рече вая компетенция Дискус сионная компетенция
Составляющие совместного действия распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы; распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы; обмен способами действия, заданный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы; обмен способами действия, заданный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы; взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности (путем взаимопонимания устанавливается соответствие собственного действия и его продукта и действия другого участника, включенного в деятельность); взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности (путем взаимопонимания устанавливается соответствие собственного действия и его продукта и действия другого участника, включенного в деятельность); коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания; коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания;
планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы); планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы); рефлексия, обеспечивающая преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности (путем рефлексии устанавливается отношение участника к собственному действию, благодаря чему обеспечивается изменение этого действия в отношении к содержанию и форме совместной работы). рефлексия, обеспечивающая преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности (путем рефлексии устанавливается отношение участника к собственному действию, благодаря чему обеспечивается изменение этого действия в отношении к содержанию и форме совместной работы).
Необходимые материалы и инструменты: Гребенная шерсть; Горячая вода; Холодная вода; Мыло; Полотенце;