Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики Методический семинар
План работы семинара: 1.Психолого-педагогические основы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики в основной школе. 2. Тематика исследовательских работ учащихся. 3. Организация исследовательской деятельности учащихся по информатике во внеурочное время.
Психолого-педагогические основы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики в основной школе. Исследовательский метод обучения – организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного, творческого решения. Сущность исследовательского метода обучения заключается в том, что он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирование интереса, потребности в творческой деятельности, в самовыражении.
Основные признаки учебно- исследовательской деятельности: 1. Процесс поисковой познавательной деятельности. 2. Потребность получения чего-либо нового. 3. Самостоятельный поиск. 4. Направленность на достижение целей обучения. 5. Формирование специальных эвристик.
Учебно-исследовательская деятельность - такой вид познавательной деятельности учащихся, который способствует формированию следующих умений: добывать новые предметные знания, приемы и способы действий; самостоятельно организовывать поиск; достигать поставленных целей обучения; формировать мыслительные операции, такие как аналогия, классификация, обобщение и т.д.
Задачи исследовательской деятельности : развитие интеллектуальных и творческих способностей; формирование интереса к освоению опыта познавательной, творческой, экспериментально- исследовательской деятельности; создание условий для социального и профессионального самоопределения; совершенствование исследовательских умений школьников; развитие личностных качеств учащихся; воспитание исследовательской культуры, навыков коллективной работы.
Этапы учебного исследования: 1. Постановка проблемы. 2. Выдвижение гипотезы. 3. Проверка гипотезы (выбор методов исследования). 4. Выводы.
1 этап исследования: Постановка проблемы. -Предполагает знание материала, изученного учащимися, в рамках данного предмета. -Прежде всего, проблема должна быть осознана исследователем. -Исследователь должен четко понимать для чего проводится данное исследование и почему оно должно быть интересно другим.
2 этап исследования: Выдвижение и обоснование гипотезы. «Гипотеза «Гипотеза (от греч. Hypothesis – основание, основа) – хорошо продуманное предположение, выраженное в форме научных понятий, которое должно в определенном месте выполнить пробелы эмпирического познания, или связать эмпирическое знание в единое целое, или дать объяснение факту, группе фактов» Гипотеза Гипотеза это предположение о наличии и характере связей между признаками.
3 этап исследования: Проверка гипотезы. 1. Метод сравнительно-исторического анализа литературы 2. Метод моделирования 3. Метод причинно-следственного анализа 4. Метод беседы, анкетирования и интервью 5. Метод рейтинга и самооценки 6. Метод ранговых оценок 7. Метод обобщения независимых характеристик 8. Метод наблюдения 9. Метод эксперимента
4 этап исследования: Выводы. Выводы должны убедительно доказывать или опровергать выдвинутые гипотезы. Оформление результатов исследовательской работы должно показать умение учащихся самостоятельно проводить исследования с применением современных методик, анализировать полученные результаты, сравнивать их с литературными данными, делать правильные и обоснованные выводы, а также уметь правильно оформлять свою работу по структуре (титульный лист; оглавление; введение; основная часть, то есть методика исследования; литература; заключение).