Заочная экскурсия по школьному музею
Цели зкскурсии Познакомить учащихся с историей появления и способам изготовления платка и шали; Познакомить учащихся с историей появления и способам изготовления платка и шали; Показать платок во всем его многообразии: Показать платок во всем его многообразии: по видам ткани, способам украшения и как неотъемлемую часть русского традиционного костюма; по видам ткани, способам украшения и как неотъемлемую часть русского традиционного костюма; Пробудить интерес к народным традициям; Пробудить интерес к народным традициям; Способствовать формированию уважения к труду, Способствовать формированию уважения к труду, пониманию красоты, вкуса и таланта мастеров. пониманию красоты, вкуса и таланта мастеров.
О чём поведает платок О чём поведает платок Обычай носить платок на Руси имеет давнюю традицию. Православная традиция всегда требовала, чтобы платок обязательно покрывал голову. Предшественником платка на Руси считается белое льняное полотенце Обычай носить платок на Руси имеет давнюю традицию. Православная традиция всегда требовала, чтобы платок обязательно покрывал голову. Предшественником платка на Руси считается белое льняное полотенце с вышивкой – убрус, которым женщины покрывали голову. С с вышивкой – убрус, которым женщины покрывали голову. С конца 17 века он уступает место платку. Какие бы ветры ни царили конца 17 века он уступает место платку. Какие бы ветры ни царили в мире моды, они не смогли унести обыкновенный, привычный нам в мире моды, они не смогли унести обыкновенный, привычный нам всем платок. Производство нарядных платков стало отражением русской души: любви к природе, красоте, всем платок. Производство нарядных платков стало отражением русской души: любви к природе, красоте, к ближним. к ближним.
Взрослея, девушки получали «красу» - девичий венец – головной убор. Во время свадьбы жених накидывал своей избраннице на голову покрывало. Взрослея, девушки получали «красу» - девичий венец – головной убор. Во время свадьбы жених накидывал своей избраннице на голову покрывало.
Платок ситцевый с «огурцами» Излюбленным орнаментом становится Излюбленным орнаментом становится «восточный» огурец. По форме он «восточный» огурец. По форме он напоминает проросший боб, завязь, напоминает проросший боб, завязь, зародыш. Это гимн производящим силам зародыш. Это гимн производящим силам природы. В Иране изображение природы. В Иране изображение «восточного огурца» - пожелание «восточного огурца» - пожелание счастья, благополучия дому. счастья, благополучия дому. Это очень доброжелательный знак. На ситцах «огурцы» то вплетались в гирлянду каймы, то складывались в многолепестковый цветок, то заполняли всю поверхность ткани – вариантов множество. ткани – вариантов множество.
Платок «полушелковый» Полушелковые платки, сочетающие черный, желтый и алые цвета и образующие мелкую клетку носили только в праздничные дни. Полушелковые платки, сочетающие черный, желтый и алые цвета и образующие мелкую клетку носили только в праздничные дни.
Работа Каргиной Марии Работа Каргиной Марии Ивановны. Изделие Ивановны. Изделие наделено необыкновенной наделено необыкновенной поэтичностью и живой поэтичностью и живой связью с природой. Для связью с природой. Для русской женщины вышивка русской женщины вышивка была и бытовой необходимостью, и была и бытовой необходимостью, и душевной потребностью. душевной потребностью. Праздничная одежда имела Праздничная одежда имела яркое декоративное яркое декоративное оформление и в тоже время оформление и в тоже время в вышивке проявлялась в вышивке проявлялась живая фантазия мастериц. живая фантазия мастериц.
Платок ситцевый «полузелёный» фабрики Рубачевых Платки фабрики Рубачевых отличаются чёрным фоном, Платки фабрики Рубачевых отличаются чёрным фоном, где яркие, розовые, красные тона сочетаются с теплым зелёным. Хлопчатобумажные платки были популярными среди крестьянства и они имелись почти в каждой семье. Бедные их носили в праздник, богатые в будни. где яркие, розовые, красные тона сочетаются с теплым зелёным. Хлопчатобумажные платки были популярными среди крестьянства и они имелись почти в каждой семье. Бедные их носили в праздник, богатые в будни. Местное название платка Местное название платка «полузелёный» «полузелёный» Маркировка: Фабрика В. и М. Рубачёвых в Шуе Маркировка: Фабрика В. и М. Рубачёвых в Шуе
Павлово - посадский платок Павлово - посадский платок Лёгкая воздушность роз и Лёгкая воздушность роз и других цветов, других цветов, сочность красок сочность красок и красота их сочетаний в букетах Павловских платков покоряют своей декоративностью и образностью. и образностью.
Платок «файевый» Шелковый платок коричневого цвета. Он состоит из цветков, веток, листьев, перьев, которые сотканы на атласном фоне. Дополнительным украшением таких платков служит вышивка. Он состоит из цветков, веток, листьев, перьев, которые сотканы на атласном фоне. Дополнительным украшением таких платков служит вышивка.
Платок тканый «шириночный» Тканый платок «шириночный» украшали черной «шириночный» украшали черной и желтой пересекающимися линиями, образующими квадраты. и желтой пересекающимися линиями, образующими квадраты.
Платок ситцевый «жёлтый» Маркировка: Тов.мануф. Ст. Посылина в Шуе С сер.18в. в Шуе появляются ткацкие С сер.18в. в Шуе появляются ткацкие полотняные мануфактуры, а к концу полотняные мануфактуры, а к концу века всемирный рынок завоевывает века всемирный рынок завоевывает хлопок, Шуйские купцы - братья хлопок, Шуйские купцы - братья Посылины, одни из первых Посылины, одни из первых предпринимателей, налаживают предпринимателей, налаживают поставку хлопчатобумажной пряжи поставку хлопчатобумажной пряжи из Англии в Шую. В 20 г. 19 в. начала из Англии в Шую. В 20 г. 19 в. начала работу фабрика Посылиных и очень работу фабрика Посылиных и очень успешно. В 1831 г. Посылины успешно. В 1831 г. Посылины получили высшую мануфактурную получили высшую мануфактурную награду – Государственный герб. награду – Государственный герб.
Платок ситцевый «прохоровский» Самые лучшие платки из хлопка до 40 видов выпускала знаменитая Самые лучшие платки из хлопка до 40 видов выпускала знаменитая Прохоровская трехгорная Прохоровская трехгорная мануфактура в Москве. мануфактура в Москве. Чаще всего они имели светлый фон – белый, золотистый, бежевый. Чаще всего они имели светлый фон – белый, золотистый, бежевый. А букеты и гирлянды А букеты и гирлянды мягкие по колориту. мягкие по колориту. Маркировка: Трехгорная мануф. Прохоровых. Маркировка: Трехгорная мануф. Прохоровых.
Платок тканый Платок тканый Платок с тканым узором и гирляндами из садовых цветов, полыхает всеми цветами радуги. Платок с тканым узором и гирляндами из садовых цветов, полыхает всеми цветами радуги. Нередко узоры Нередко узоры и гирлянды переплетались и гирлянды переплетались с орнаментальными с орнаментальными завитками или кружевами. завитками или кружевами. Длинная шелковая Длинная шелковая бахрома дополняла бахрома дополняла красоту платка. красоту платка.
Платок кумачовый шелковый «парочка» Свадебный и праздничный головной убор, собирался «шишом» для «шишом» для невесты и невесты и «шапочкой» «шапочкой» для женщины. Дополнительным украшением служили ленты. для женщины. Дополнительным украшением служили ленты.