Регулятивные универсальные учебные действия Функция регулятивных УУД – организация учащимися своей учебной деятельности
Страница 2 Номенклатура регулятивных целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Страница 3 Оценивание регулятивных УУД Выпускник научится: - осуществлять поиск необходимой информации; - использовать знаково-символические средства; - строить речевое высказывание в устной и письменной речи; - выделять необходимую (существенную информацию) из текста разных видов; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез; - проводить заданным критериям; - устанавливать причинно – следственные связи; - обобщать; - осуществлять подведение под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; - устанавливать аналогии; - владеть общими приёмами решения задач. 1. Планируемые результаты
Страница 4 2. Способы достижения результатов 3. Способы оценивания Учебные программы: «Гармония», «Перспективная начальная школа», Разумовская М.М. «Русский язык», Беленький Г.И. «Литература». Программы д/о: «Основы исследовательской деятельности», «Проектная деятельность», «Служу Отечеству пером», «Разговор о правильном питании», «Золотые россыпи», «Юный журналист», «Театр для маленьких», «Полезные привычки», «Здоровый образ жизни» Наблюдение, портфолио, выставки, тестирование, конкурсы, олимпиады школьные, районные, РНПК, Всероссийские фестивали
Страница 5 Диагностика сформированности регулятивных УУД Регулятивные УУДТиповые диагностические задачи Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью по средствам постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и успешности усвоение материала «Выкладывание узора из кубиков» (цель: выявление развития РУУД), 1 кл. «Проба на внимание» (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая) (цель: выявление уровня сформированности внимания и контроля) 2 – 3 классы. Виды заданий «Преднамеренные ошибки» Поиск информации, задания на аналогии, найти закономерность диспут взаимоконтроль«Ищу ошибки»
Страница 6 Условия формирования и развития РУУД 1. С начала обучения необходимо приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, (для того чтобы…(цель)…надо…(действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок. 2. Перед ребенком ставится задача оценивания результатов деятельности. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности. 3. С учащимися регулярно обсуждаются изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализ причин не удач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи. 4. Оценка становится необходима, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать. 5. Использование цветных и графических форм представления оценок( обозначается квадратами разных цветов и представляется в таблицах, в которых отдельно фиксируются результаты домашних и контрольных работ, использование «графика продвижения», который позволит детям отслеживать свой рост и определять задачи и направления своей деятельности. 6. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже не верный.
Страница 7 Методические приёмы формирования РУУД Использование в образовательном процессе таких форм работы как: Организация взаимной проверки заданий – взаимные задания групп Учебный конфликт Обсуждение участниками способов своего действия Заполнение рефлексивного портфолио
Страница 8 Эффекты нестандартные задания занимательности удивления новизны вопроса поиска, постановки познавательной задачи увлекательности форм и методов изложения парадоксальности, выявление противоречий между новыми и прежними представлениями о явлениях
Страница 9 технология продуктивного чтения проблемно-диалогическая технология исследовательская технология проектная технология Технологии
Страница 10 Критериями сформированности регуляции своей деятельности может стать способность: выбирать средства для организации своего поведения; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие в нужный момент; тормозить ненужные реакции.
Страница 11 Что даёт владение РУУД ученику: 1. Ученик умеет составлять план действий. 2. Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае необходимости. 3. Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения. 4. Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно. 5. Ученик способен к волевому усилию. 6. Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля. 7. У ученика сформирован внутренний план действий. 8. Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий. 9. Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. 10. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. 11. Объяснять самому себе: «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).
Страница 12 Что же делать если ученик не владеет регулятивными
Страница 13