Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора. урок русского языка, 4 класс, УМК ОС «Школа 2100» (автор Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) Автор: учитель начальных классов Митрофанова Марина Владимировна МБОУ «Лицей 1» р.п. Чамзинка Республики Мордовия
Языковая разминка. Дуб сказал тростинке: «Как ты слаба! Подует маленький ветерок, и ты затрясёшься, зашатаешься, закачаешься, даже пригнёшься к земле. А сядет на тебя воробей, ты от него сгибаешься. Как ты жалка!» Подует маленький ветерок, и ты затрясёшься, зашатаешься, закачаешься, даже пригнёшься к земле.
Языковая разминка. Дуб сказал тростинке: «Как ты слаба! Подует маленький ветерок, и ты затрясёшься, зашатаешься, закачаешься, даже пригнёшься к земле. А сядет на тебя воробей, ты от него сгибаешься. Как ты жалка!» ветерок воробей словосочетания сущ. + прил. маленький шустрый
Языковая разминка. Дуб сказал тростинке: «Как ты слаба! Подует маленький ветерок, и ты затрясёшься, зашатаешься, закачаешься, даже пригнёшься к земле. А сядет на тебя воробей, ты от него сгибаешься. Как ты жалка!» Дуб сказал тростинке: «Как ты слаба! Подует маленький ветерок, и ты затрясёшься, зашатаешься, закачаешься, даже пригнёшься к _ земле. А сядет на_тебя воробей, ты от_него сгибаешься. Как ты жалка!»
Языковая разминка. Дуб сказал тростинке: «Как ты слаба! Подует маленький ветерок, и ты затрясёшься, зашатаешься, закачаешься, даже пригнёшься к земле. А сядет на тебя воробей, ты от него сгибаешься. Как ты жалка!» Подует, маленький, затрясёшься, пригнёшься.
Языковая разминка. Дуб сказал тростинке: «Как ты слаба! Подует маленький ветерок, и ты затрясёшься, зашатаешься, закачаешься, даже пригнёшься к земле. А сядет на тебя воробей, ты от него сгибаешься. Как ты жалка!» Маленький,ветерок
Вспоминаем то, что знаем -Когда мы используем предложения с прямой речью? -Из чего они состоят? -Что такое прямая речь? - Что показывают слова автора? Когда приходится передавать речь другого человека от его имени точно, дословно. Предложения с прямой речью состоят из прямой речи и слов автора. Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего. Слова автора показывают, кому принадлежит прямая речь.
Где в предложении находятся слова автора и прямая речь? Как это отрадается на письме? Определяем основной вопрос урока ?! Мама спросила: « Володя, а это кто?» слова автора прямая речь Мама спросила: « Володя, а это кто?» или «Володя, а это кто? – спросила мама.
Формулируем новые знания Упражнение 84.
Сравниваем свой вывод с авторским
Применяем новые знания, развиваем умения. 1. Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре (Тайное всегда становится явным.) Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре: Тайное всегда становится явным. А: П.
Применяем новые знания, развиваем умения. 2. Мишка бежал рядом и кричал (Жми на педаль!) Мишка бежал рядом и кричал: Жми на педаль! А: П!
Применяем новые знания, развиваем умения. 3. Борис Сергеевич начал играть а Мишка тихонько запел (Как на тоненький ледок выпал беленький снежок …) Борис Сергеевич начал играть, а Мишка тихонько запел : Как на тоненький ледок выпал беленький снежок … А: П…
Применяем новые знания, развиваем умения. 4. Павля покраснел поглядел по сторонам и вдруг небрежно так обронил (Что делал, что делал? Английский изучал, вот что делал.) Павля покраснел, поглядел по сторонам и вдруг небрежно так обронил : Что делал, что делал? Английский изучал, вот что делал. А: П? П.
Применяем новые знания, развиваем умения. 5. Я спросил Бориса Сергеевича (Это вы что играли?) Он ответил (Это Шопен. Я его очень люблю.) Я спросил Бориса Сергеевича: Это вы что играли? Он ответил: Это Шопен. Я его очень люблю. А: П. А: П ? Ко-ри-дор Ледок, снежок, тоненький, беленький
Упражнение 87. Образец записи: Малыш попросил маму и папу: Подарите мне, пожалуйста, на день рождения щенка! Мальвина крикнула из окна Артемону: Буратино попросил папу Карло: Малыш снова стал упрашивать Карлсона : Карабас-Барабас приказал хозяину харчевни: Позови, пожалуйста, Буратино к столу! Пожалуйста, отпусти меня в театр. Давай ещё полетаем, пожалуйста! Принесите нам, пожалуйста, три порции жаркого!
Упражнение 88. … Я воображаю себя уже на св_боде, вне нашего дом. Я становлюсь гусаром и иду на войну. Со всех ст_рон на меня н_сутся вр_ги а я размахиваю саблей. Наконец от ран и усталости я падаю на землю и кр_чу (Победа!) Генерал под_е_дает ко мне и срам_веет (Где он – наш сп_ситель?) Потом указывают на меня. Он бросается ко мне на шею и с родос_ними сл_за микр_чит (Победа!)
Упражнение 88. … Я воображаю себя уже на свободе, вне нашего дом. Я становлюсь гусаром и иду на войну. Со всех сторон на меня несутся враги, а я размахиваю саблей. Наконец от ран и усталости я падаю на землю и кричу : Победа! А:П! Генерал подъездает ко мне и срамивеет : Где он – наш спаситель? А:П? Потом указывают на меня. Он бросается ко мне на шею и с родостними слеза микричит :Победа! А:П!
Итог урока Прямая речь всегда стоит после слов автора. Прямая речь заключается в скобки. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. Найдите ошибки
Список литературы Учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык». Учебник 4-й класс – М.: Баласс, 2012 Методические материалы Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, М.А. Яковлева. Уроки русского языка в 4-м классе. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2012 Дидактический материал Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебнику «Русский язык» для 4-го класса – М.: Баласс, 2012 Исаева Н.А. «Рабочая тетрадь по русскому языку. 4 кл. к учебнику «Русский язык» для 4-го класса – М.: Баласс, 2012